С докладами по данной теме выступили первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков, и.о. председателя правления НПП «Атамекен» Нариман Абильшаиков, аким Костанайской области Архимед Мухамбетов и заместитель акима Шымкента Айбек Саттыбаев.
Как сообщил Жаксылыков, динамика развития МСП в Казахстане с 2015 по 2021 годы демонстрирует положительные результаты. Так, доля МСП в ВВП выросла на 7,9% и достигла 34,7%; выпуск продукции МСП увеличился почти в 2 раза и достиг 29,7 трлн тенге в номинальном выражении; общее количество действующих субъектов МСП выросло на 15,2% и достигло 1,4 млн; общая численность занятых в МСП выросла на 10,6% и достигла 3,5 млн человек. При этом он отметил, что дальнейшему развитию предпринимательской деятельности препятствует громоздкая регуляторная система и излишняя административная нагрузка.
Решить эту проблему планируется в два этапа в рамках закона по вопросам внедрения новой регуляторной политики, который подписал Глава государства в конце 2021 года.
Так, в первом полугодии 2022 года будет обеспечен пересмотр регуляторных требований в четырех приоритетных отраслях: торговая деятельность, транспорт, сельское хозяйство, услуги общественного питания и проживания. Охват субъектов МСП в данных сферах составляет порядка 60%.
Во втором полугодии 2022 года и в 2023 году планируется пересмотреть требования (более 40 тыс.) к бизнесу в остальных отраслях, среди которых здравоохранение, строительство, промышленность и др. (охват МСП – 40%).
Реализация новых подходов позволит кардинально снизить нагрузку на бизнес и придать импульс развитию деловой активности в условиях новой экономической реальности. Еще одним инструментом поддержки станет Концепция развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, в рамках которой планируется: отменить законодательные и регуляторные акты, создающие несправедливые привилегии отдельным участникам рынка; сократить регуляторные барьеры для МСП; обеспечить приоритет коллективных выгод перед индивидуальными для повышения эффективности использования ограниченных бюджетных ресурсов; стимулировать создание избыточного предложения качественной промышленной, инновационной и креативной инфраструктуры для начинающего и действующего бизнеса; автоматизировать отчетность бизнеса и сократить число разрешительных документов.
По итогам обсуждения Правительством были поддержаны предложенные подходы в Концепции малого и среднего предпринимательства.
Премьер-Министр отметил, что Правительством совместно с НПП «Атамекен» на постоянной основе ведется конструктивная работа по созданию благоприятных условий развития бизнеса.
Так, утвержден Нацпроект по развитию предпринимательства и принят закон по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности. При этом со стороны Правительства будет продолжена поддержка бизнеса в рамках программ «Экономика простых вещей» и «Дорожная карта бизнеса», доказавших свою эффективность.
"В реализацию поручения Главы государства разработана Концепция развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. В рамках нее будут сформированы необходимые институциональные условия и предпосылки для активизации развития малого и среднего бизнеса. Реализация Концепции к 2030 году обеспечит рост занятости в данной сфере до 5 млн человек. Ожидаемым эффектом Концепции станет увеличение к 2030 году доли МСП в ВВП до 40%, а доли средних компаний в ВВП – до 20%. Достижение поставленных целей возможно при создании условий и возможностей для граждан по самореализации в качестве предпринимателя, ведению открытого и добросовестного бизнеса", - отметил Алихан Смаилов.
Глава Правительства поручил МНЭ РК совместно с НПП «Атамекен» обеспечить качественную реализацию Концепции развития МСП, отраслевым госорганам и акиматам регионов — определить ответственных заместителей первых руководителей для реализации новых подходов к регулированию предпринимательской деятельности «с чистого листа», МНЭ РК совместно с заинтересованными госорганами — разработать Дорожную карту по автоматизации системы государственного контроля бизнеса на основе Системы управления рисками.