"Топливный кризис, который мы сейчас имеем, пришел не сегодня. У нас очень сильно снижаются запасы с августа месяца плюс к этому наложились уборочные работы, и вот поэтому, к сожалению, мы имеем очень низкие запасы на нефтебазах в стране", — сказал Мирзагалиев.
По словам министра, основная причина заключается в ценовой разнице между Казахстаном и приграничными странами.
"Разница между Казахстаном и Россией по солярке доходит до 90 тенге, разница с нашими южными соседями как Узбекистан, Кыргызстан составляет порядка 70-80 тенге", — отметил он.
Для решения данной проблемы были проведены переговоры с Министерством энергетики Российской Федерации, касательно выделения необходимого объема импорта дизельного топлива в объеме порядка 100 тыс. тонн.
В настоящее время крупные сети АЗС находятся в переговорных процессах с поставщиками из Российской Федерации.
Отгрузка дизельного топлива с заводов Российской Федерации составляет с 1 по 20 сентября 5 тыс. тонн, а с 21 по 28 сентября уже отгружено порядка 15 тыс. тонн дизтоплива.
Кроме того, с 1 октября т.г. Павлодарский нефтеперерабатывающий завод выходит на ремонт. До этого времени предполагалось сформировать достаточный объем топлива. Однако из-за аномального роста потребления дизельного топлива в августе и сентябре т. г. (в августе – 519 тыс. тонн, в сентябре ожидается более 500 тыс. тонн), уровень запасов остался на недостаточном уровне. В связи с чем, Министерство рекомендовало крупным потребителям, а также сетям АЗС импортировать недостающие объемы дизтоплива.
"На сегодня отгрузка с заводов идет в плановом режиме. Хочу обратиться к местным исполнительным органам – акиматам, чтобы проверили заправки и нефтебазы. Если кто-то вдруг солярку не продает, придерживает, в надежде на то, чтобы заработать больше. Министерство энергетики делает все необходимое для того, чтобы страна не осталась без дизельного топлива", — сказал министр энергетики.
Справочно: Рынок нефтепродуктов является высоковолатильным, подвержен влиянию множества факторов — система налогообложения, ценообразования, уровни производство ГСМ как в Казахстане, так и в соседних странах (неконтролируемый переток), сезонность спроса, информация о технологических сбоях или капитальных ремонтах на НПЗ. Например, в случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита, в связи с перетоками отечественного продукта на соседние рынки, а в случае высоких цен, возможен профицит импортного ГСМ и, как следствие, затоваривание казахстанских складов отечественным топливом, с последующим снижением объемов переработки на НПЗ РК.