Свой депутатский запрос Платонов направил заместителю премьер-министра Роману Скляру. "Накануне произошла очередная забастовка водителей и кондкуторов крупнейшего автопарка Семея. Требования - медстрахование, пенсионные. На прошлой неделе - массовые увольнения водителей автобусных парков Актобе. За несколько месяцев в разных регионах страны - постоянные акции работников: Шымкент, Талдыкорган, Костанай, Актау, Актобе, Семей. В некоторых городах заявляли свою позицию неоднократно", - обрисовал ситуацию депутат. Также в сфере пассажирских перевозок имеются системные проблемы: разорение предприятий, коллективы без зарплаты и социальных отчислений.
В результате происходящего, десятки тысяч граждан, по словам мажилисмена, рискуют вовремя не доехать на работку, в медицинские учреждения и по своим делам. Однако, даже в случаев бесперебойного движения автобусов, по мнению Платонова, сохраняется проблема низкой квалификации водителей автобусов.
"Есть случаи, когда пассажиры получали серьезные увечья, в том числе с летальным исходом. Состояние многих автобусов - реальная опасность здоровью и жизни людей. Достаточно вспомнить возгорание транспорта в Алматы. Владельцы автобусных парков, общественные организации регулярно сообщают о кризисе отрасли, но реальных мер уполномоченных органов почему-то нет. Зато есть накопленные годами серьезные проблемы. Сложившаяся обстановка - тревожная", - сказал он.
Депутат сообщил, что по мнению перевозчиков, основными причинами проблем является отказ в субсидировании, при тарифах, не обеспечивающих рентабельность, игнорирование требований корректировки стоимости проезда при изменении фактических затрат. От безысходности, как он подчеркнул, перевозчики вынуждены прекращать обслуживание маршрутов. Из-за ограничений пандемии были вынуждены простаивать автовокзалы и автостанции, что повлекло огромные убытки.
"Частичное субсидирование социально значимых маршрутов началось только в 2019 году, но в некоторых областях при утверждении бюджетов на 2021-2023 годы эти расходы не были предусмотрены. Данная практика привела к тому, что во многих районах и городах страны субсидирование перевозок не осуществлялось никогда, а регулярные городские, сельские и пригородные маршруты до сих пор не признаны социально значимыми", - добавил мажилисмен.
В местных же исполнительных органах заявляют о несоблюдении условий договоров, устаревших автобусах и сокрытии реальных доходов. Устанавливаются льготы на проезд различным группам населения без компенсации затрат перевозчикам. Однако именно малоэффективная работа акиматов довела важнейшую социальную сферу до критического состояния, подчеркнул депутат. "Несмотря на создавшуюся ситуацию, ни центральные, ни региональные органы не дают четкого плана развития, не принимают никаких мер поддержки перевозчиков. Это ведет к росту социального недовольства. Сомневаются предприниматели и в том, что спасением станет вчерашнее предложение на заседании правительства о передаче всех автопарков в частные руки без устранения указанных выше неразрешенных фундаментальных проблем, о которых говорят частные перевозчики", - сообщил Платонов.
В этой связи депутаты обратились к Скляру, чтобы в ближайшее время были разработаны системные поэтапные меры, стратегия вывода данной отрасли из кризиса. В частности мажилисмен считает необходимым:
- правительству разработать методику и нормативы определения субсидирования социально значимых маршрутов;
- взять на контроль ситуацию в данной сфере и выполнение местными исполнительными органами своих обязательств по социальным маршрутам.