Выслушав все стороны, судья Кажымухан Мекемтас огласил решение суда по делу «Астана LRT».
В результате суд приговорил:
- бывшего начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашида Аманжулова к 10 годам лишения свободы (обвинение просило 11 лет лишения свободы в колонии максимальной безопасности, с конфискацией имущества);
- бывшего депутата и секретаря маслихата Нур-Султана Жаната Нурпеисова к 8 годам лишения свободы (обвинение просило 9 лет лишения свободы в колонии средней безопасности, с конфискацией имущества);
- экс-директора ТОО «НурТрейд» (субподрядчика «Астана LRT») Улугбека Ачилова к 8 годам лишения свободы (обвинение просило 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества);
- представителя подрядчика Даурена Абдыхамитова – к 8 годам лишения свободы с конфискацией имущества, находящегося в собственности других лиц, добытого незаконным путем (обвинение просило 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества);
- представителя подрядчика Тимура Касабаева – к 8 годам лишения свободы (обвинение просило столько же);
- экс-председателя правления Astana Innovations Талгата Ашима – к 7 годам лишения свободы (обвинение просило 8 лет лишения свободы)
- представителя подрядчика Дулата Мусенова – к 7 годам лишения свободы (обвинение просило аналогичное наказание).
На суде прокурор попросил удовлетворить в долевом порядке гражданский иск ТОО «Астана LRT» в части возмещения имущественного вреда в размере 5 млрд тенге, а также взыскать с подсудимых процессуальные издержки в сумме 4 млн тенге.
Судебный процесс по делу «Астана LRT» начался в столице 29 октября 2020 года. На скамье подсудимых оказались семь человек, которых обвиняли в хищениях на сумму 5,8 млрд тенге. Еще двое фигурантов дела – экс-заместитель акима города Канат Султанбеков и бывший председатель правления «Астана LRT» Талгат Ардан – находятся в международном розыске.
Напомним, строительство легкорельсового транспорта в столице началось в 2011 году. Оно должно было завершиться к концу июня 2020 года, однако в 2018 году проект приостановили из-за проблем с финансированием.
На реализацию проекта из бюджета выделили 156,3 млрд тенге. Окончательная стоимость строительства LRT на сегодня составляет 1,5 млрд долларов США.
Осенью 2019 года президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что проект LRT очень спорный и экономически непонятный, однако его нужно завершить. Тогда же он поручил активизировать расследование по делу о хищении 5,8 млрд тенге во время строительства, проверив в том числе экс-руководителей акимата столицы.
Позже в Агентстве по противодействию коррупции сообщили, что расследование уголовного дела завершено. По данным правоохранителей, в миллиардные хищения были вовлечены должностные лица акимата города, компании «Астана LRT» и директора частных компаний.
По данным следствия, преступная схема была организована Султанбековым и Арданом при пособничестве иностранных и казахстанских компаний. Сообщалось, что они с помощью руководителей управления акимата Аманжулова, Нурпиисова утвердили затраты с завышением на 24 млрд тенге.