По мнению депутата Мажилиса Асхата Аймагамбетова, штрафы стали одной из наиболее обсуждаемых тем. Появление нового неологизма «Штрафстан» свидетельствует о недовольстве граждан, которые считают штрафы несправедливыми или направленными исключительно на увеличение доходов государства. С другой стороны, сторонники штрафов отмечают их важность для поддержания порядка и безопасности, отвергая подобные термины.
Депутат выражает обеспокоенность, что административные наказания утрачивают свою главную функцию — профилактику нарушений и их исправление, превращаясь в инструмент для пополнения бюджета. Этот «штрафоцентричный» подход подрывает доверие к системе административной ответственности и требует немедленных мер.
Асхат Аймагамбетов подчеркивает, что штрафы являются распространённой мировой практикой для предотвращения нарушений и восстановления справедливости. Однако их применение должно быть разумным, соразмерным и ориентированным на решение конкретных проблем.
Примеры спорных ситуаций:
- Штрафы для школ. Директор школы, где отсутствует необходимое оборудование или ремонт, может быть оштрафован на сумму от 600 до 900 тыс. тенге. Однако причины таких нарушений связаны с недостатком финансирования или неправильным градостроительным планированием, за которые директор не несет ответственности.
- Платные парковки. За неоплату парковки стоимостью 100 тенге предусмотрен штраф, который превышает эту сумму в 200 раз.
- Прогрев автомобилей. Введение штрафов за прогрев автомобиля в жилых зонах более 5 минут не учитывает климатические особенности Казахстана. Этот подход требует пересмотра.
Система административных наказаний становится источником дохода для бюджета, смещая свою цель с профилактики на финансовую выгоду. Аймагамбетов указывает на существование разнарядок по количеству штрафов, что вызывает недоверие у населения и усиливает негативное восприятие.
Асхат Аймагамбетов предлагает меры для улучшения ситуации:
- Соразмерность и справедливость наказаний. Штрафы должны соответствовать тяжести правонарушения, а проблемы, связанные с финансированием школ, решаться на уровне ответственных органов, а не через наказание руководителей.
- Образовательные меры. В ряде случаев вместо штрафов нарушителям стоит предлагать обучение, восстановительные проекты или общественные работы.
- Целевое использование средств от штрафов. Деньги, собранные в виде штрафов, должны направляться на конкретные социальные нужды, такие как здравоохранение или строительство образовательных учреждений.
- Отказ от массовых кампаний. Разнарядки и плановые кампании по штрафам необходимо исключить.
Депутат подчеркивает, что штрафы — важный инструмент для предотвращения нарушений и привлечения к ответственности. Однако они должны быть соразмерными, справедливыми и направленными на общественное благо. Термин «Штрафстан» и связанный с ним негативный контекст представляют угрозу для системы административных наказаний.