В ходе аудита в сфере лекарственного обеспечения была проверена эффективность мер государственной поддержки, направленных на развитие отечественного производства фармацевтической продукции. Одной из таких мер является заключение долгосрочных договоров с производителями, по которым СК «Фармация» обязуется закупать у них продукцию по заявленным ценам.
В рамках проверки были выявлены отдельные случаи, указывающие на возможную поставку импортной продукции под видом казахстанской. В частности, в 2024 году ТОО «KazMedProm», пользуясь статусом отечественного производителя, поставило компании СК «Фармация» 63 млн пар медицинских перчаток на сумму 8,1 млрд тенге. Характеристики этих перчаток и объёмы полностью совпадают с партией, закупленной той же компанией из Таиланда в тот же период. Даты поставок также совпадают с данными в таможенных декларациях. На основании этого аудиторы пришли к выводу о наличии риска поставки импортной продукции под видом локализованной.
Также установлено, что цена на перчатки была значительно завышена: ТОО «KazMedProm» продавало диагностические латексные перчатки марки Panagloves по 98 тенге за пару, в то время как на рынке имелись предложения по цене 40 тенге. В результате государственный бюджет понёс переплату в размере 5,3 млрд тенге.
На основании этих данных, 27 мая 2025 года материалы аудита были направлены в Генеральную прокуратуру. Позже, 18 июля, Генпрокуратура передала материалы в Агентство по финансовому мониторингу для принятия процессуального решения.
Однако ещё до этого, 22 мая, прокуратура Шымкента начала собственную проверку деятельности ТОО «КазМедПром», которую завершила 27 июня. В ходе проверки было установлено, что компания производит около 17 млн пар перчаток в год. При этом ещё около 50 млн пар изготавливаются из так называемой in bulk продукции, ввезённой из Таиланда. Такая продукция представляет собой перчатки без упаковки, поставляемые россыпью. Производственный процесс сводится к их мойке, сушке, дезинфекции и упаковке.
Прокуратура Шымкента квалифицировала эти действия как переработку и не выявила состава преступления. Однако при таком способе обработки не меняется код товарной номенклатуры, что означает отсутствие реального производства.
Также факт продажи продукции государству по ценам, значительно превышающим рыночные, подтвердился.
Таким образом, выводы Высшего аудиторского палаты о неэффективности механизмов контроля со стороны СК «Фармация» за соблюдением условий локализации, а также о слабом ценовом регулировании, признаны обоснованными.