«Почему казахстанцам запрещено ездить на старых авто, а иностранные перевозчики беспрепятственно въезжают на Евро-2, Евро-3?» – задался вопросом депутат. Он также обратил внимание на состояние платных дорог, подчеркнув, что водители продолжают платить за их использование, несмотря на плохое качество покрытия.
В правительстве признали проблему. Заместитель премьер-министра Ермек Кошербаев отметил, что лично сталкивается с этим вопросом, поскольку сам пользуется казахстанскими дорогами. «Сам езжу по тем же трассам, вижу, в каком они состоянии», – заявил он.
Министр транспорта Марат Карабаев пояснил, что Казахстан не может запретить въезд иностранным автомобилям с низким экологическим классом, поскольку это нарушит Венское соглашение. «Если мы введем такие ограничения, то наши перевозчики столкнутся с тем же в других странах. А это затронет 25 тысяч наших граждан», – объяснил он.
Другой острой темой обсуждения стало качество платных дорог. Министр признал, что на многих участках трасс долгое время не проводился ремонт. Так, дорога на Боровое, построенная в 2009 году, должна была пройти несколько обновлений, но финансирование не выделялось. «Мы знаем о проблеме и работаем над этим», – заверил Карабаев.
В ответ на объяснения правительства Нажметдинулы предложил альтернативное решение – ввести дифференцированные тарифы для иностранных перевозчиков, как это принято в Европе. «Там размер оплаты зависит от экологического класса: чем ниже класс, тем выше плата», – отметил он.
По словам Карабаева, в Казахстане самые низкие тарифы среди других стран, но возможность изменения системы оплаты будет обсуждаться. Также власти планируют узаконить механизм освобождения от платы за проезд по ремонтируемым участкам дорог.