В ходе правительственного часа в Мажилисе депутат Тлектес Адамбеков обратился с вопросом к Марату Карабаеву касательно субсидирования китайской стороной транзита грузов через железные дороги Казахстана.
«Учитывая текущую геополитическую ситуацию, транзитная роль Казахстана усиливается из года в год. Очевидно, что мы хотим покрывать растущий спрос. Как известно, Китай по региону субсидирует тарифы на железную дорогу. Если Китай откажется от субсидирования ж/д тарифов, какое влияние это окажет на грузопоток?», - спросил мажилисмен.
Министр подчеркнул, что субсидирование тарифов для грузоперевозчиков - это независимая политика Китая. Субсидируются тарифы не только по казахстанскому направлению, но и по многим другим. Цель этой политики – продвижение экспортных товаров на мировом рынке и увеличение выгоды от этого.
«Хочу также отметить два момента. Первое - в прошлом 2022-2023 году китайская сторона сократила размер субсидий, а по некоторым направлениям они и вовсе были отменены. Но товары все равно транспортировались. Почему? Потому что доставка по морю занимает 60-70 дней, иногда даже 90 дней, а через нас, по суше время доставки сократилось с 60 до 15 дней. Мы считаем, по этой причине Китай не прекратит субсидирование по данному направлению.
Второе – в Китае субсидии каждая провинция выдает сама. У нас перевозчики груза Сиань и Ляньюньган. С ними у нас есть договоренности. Например, количество поездов из Сианя увеличиться с 300 до 3 тыс. в ближайшие 3 года, а субсидирование будет сохранено. Поэтому мы не видимой такой зависимой проблемы», - ответил Марат Карабаев.