Высшая аудиторская палата Республики Казахстан завершила государственный аудит, посвящённый анализу эффективности мер государственной политики по противодействию теневой экономике. Итоги аудита были представлены на заседании ВАП под председательством Алихана Смаилова.
В обсуждении также участвовали заместитель председателя Агентства по финансовому мониторингу Кайрат Бижанов, вице-министр финансов Ержан Биржанов, председатель Комитета государственных доходов Жандос Дуйсембиев, руководитель Бюро национальной статистики Максат Турлубаев и другие представители государственных органов.
Теневая экономика оказывает негативное воздействие на развитие государства: она снижает уровень честной конкуренции, затрудняет развитие малого и среднего бизнеса, а также уменьшает поступления в государственный бюджет.
Казахстан поставил цель сократить долю теневой экономики в ВВП до 15%, что соответствует уровню стран ОЭСР. В последние годы наблюдается устойчивое снижение этого показателя — с 28,8% в 2017 году до 17,5% в 2023 году. Однако аудит выявил ряд серьёзных проблем, которые ограничивают эффективность принимаемых мер.
В частности, в стране отсутствует единый государственный орган, ответственный за формирование комплексной политики в сфере борьбы с теневой экономикой и координацию работы других ведомств. Изначально такие функции были возложены на Агентство по финансовому мониторингу, но позже они были исключены из его компетенции.
В результате отдельные госорганы предпринимают меры в рамках своей сферы ответственности, но системного подхода с чётким распределением обязанностей нет. Комплексные планы не охватывают все отрасли экономики, а мероприятия зачастую носят формальный характер.
«Не прослеживается слаженная работа госорганов. Комплексные планы недостаточно ориентированы на снижение теневой экономики. Мероприятия проработаны слабо, некоторые фактически снимаются с контроля без исполнения. Не проводится оценка их влияния на снижение теневой экономики. При этом аудит показал, что в стране есть значительный объем скрытого оборота», — отметил председатель ВАП Алихан Смаилов в ходе заседания.
Дополнительные вопросы у аудиторов вызвали методики расчёта уровня ненаблюдаемой экономики. Например, коэффициент безналичных платежей, который применяется для анализа, вызывает сомнения. Этот показатель основывается на соотношении безналичных расчётов физических лиц за товары и услуги к ВВП. Однако ежегодное увеличение доли безналичных платежей автоматически снижает уровень теневой экономики, что делает использование данного коэффициента спорным.
Кроме того, в ряде случаев в расчётах не учитываются категории «Операции с недвижимым имуществом» (включая аренду жилья) и «Искусство, развлечения и отдых». Также сбор данных по малым торговым предприятиям стал выборочным, а не сплошным, что снизило охват ненаблюдаемой экономики.
Анализ также выявил несколько сфер с высоким уровнем риска. Например, по данным Комитета государственных доходов, граждане трёх центральноазиатских стран заработали в Казахстане за 3 года 136 млрд тенге. Однако, по данным Нацбанка, за этот же период они перевели на родину 1 трлн тенге, что указывает на возможность теневого производства товаров и услуг.
Основные результаты аудита:
- косвенные потери бюджета в размере 74 млрд тенге;
- 18 процедурных нарушений;
- 23 системных недостатка.
На основе выявленных проблем Высшая аудиторская палата разработала рекомендации и поручения, которые направлены на устранение недостатков и достижение целей по снижению теневой экономики.