Сегодня в Мажилисе в первом чтении рассматривается законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи некоторых государственных функций в области автомобильных перевозок пассажиров в саморегулирование, основанное на обязательном членстве».
Законопроект представил министр транспорта Марат Карабаев. Он сообщил, что законопроект предусматривает передачу в саморегулирование функций по организации регулярных международных, межобластных и нерегулярных автобусных перевозок, деятельности такси и их диспетчерских служб, а также по инициативе депутатов автовокзалов.
Также, Законопроект регламентирует вопросы по созданию СРО, права и обязанность их членов, размер членских сборов, порядок включения или исключения СРО из реестра, а также вопросы имущественной ответственности. Министерством работа по данному вопросу начата в 2020 году и в рамках него приводились необходимые общественные слушания, анализы, изучен международный опыт.
По словам Марата Карабаева, передача функций, предусмотренных Законопроектом в СРО, обеспечит:
- переход вопросов контроля за работой перевозочного процесса с государственного уровня на внутренний организационный уровень СРО, который позволит мониторить работу каждого своего члена, как участника рынка перевозок;
- перевозчикам работу в союзе единомышленников, основанном на добросовестной конкуренции самостоятельно исключающий профессионально слабых перевозчиков;
- возможность оперативного принятия качественных стандартов и правил, с ориентиром на основные направления развития, определяемые уполномоченным органом с учетом основных требований рынка;
- снижение бюрократии и предпосылок к проявлению коррупционных рисков, обеспечит развитие механизма общественного контроля.
В СРО в виде Палат автоперевозчиков смогут объединиться перевозчики, совокупно владеющие не менее одной третьей автотранспортных средств по международным, межобластным и нерегулярным перевозкам. Для перевозчиков такси порог составляет одну десятую часть рынка.
Как пояснили в Мажилисе, в случае принятия законопроекта, агрегаторы такси не смогут работать вне СРО. Требования по обязательному участию в СРО будут распространяться и на услуги информационно-диспетчерских служб такси, мобильных приложений заказа такси, автовокзалов, автостанций и пунктов обслуживания пассажиров.
Для контроля за перевозками такси законопроект обязует таких Интернет-агрегаторов, как «Яндекс.Go», «InDrive», «Апару», «Везет» и др., вступить в СРО. В ином случае их деятельность признается незаконной и подлежит ограничению на территории Казахстана. Поправками предлагается передать саморегулируемым организациям только функции транспортного контроля. Остальные виды контроля (за ПДД, санитарный, пограничный, таможенный, налоговый и другие) будут проводиться соответствующими контролирующими органами в установленном порядке.
В этой связи разработчиками предлагается механизм осуществления контроля для СРО. Следить за соблюдением установленных требований на автобусных сообщениях они смогут путем внедрения автоматизированной диспетчерской системы и при помощи GPS-трекеров. Кроме того, в базу данных контролирующих органов будут переданы госномера автобусов членов СРО, чтобы проверять только тот транспорт, который в базе отсутствует.
Вместе с тем в ходе работы над законопроектом депутатами внесены поправки, направленные на сохранение действующих норм по организации перевозок такси в отношении физических лиц и индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников. За участие в СРО предусматриваются членские взносы, устанавливать которые будут сами члены Палат автоперевозчиков. Для автобусных перевозок они составят сумму от 1 до 7 МРП, такси – от 0,4 до 2 МРП, служб и приложений заказа такси – от 2 до 700 МРП, вокзалов и станций – от 2 до 70 МРП. При этом по инициативе депутатов в законопроекте закреплено, что расходы на оплату взносов в СРО не могут быть возложены на наемных работников.