Министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев обсудил с представителями Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и предпринимателями предложения по совершенствованию услуг общественного питания в Казахстане.
В частности, стороны обсудили законность практики взимания 10% платы за обслуживание посетителей в ресторанах и кафе, а также вопросы «депозитной системы».
Министр напомнил, что согласно Гражданскому кодексу Казахстана, предоставление меню в сфере общепита является публичной офертой, и, соответственно, информация о необходимости платы за обслуживание должна быть указана в меню. Если такой информации нет, то взимание платы будет считаться незаконным.
«Чтобы предотвратить неправомерное взимание платы за обслуживание посетителей, были внесены изменения в Правила внутренней торговли. Теперь рестораны могут брать плату за обслуживание, только если это указано в меню. Также были озвучены правила, запрещающие «депозитную систему», то есть плату за вход в заведение. Вход для посетителей остается бесплатным, однако плату можно брать за дополнительные услуги, например, за VIP-кабинку, караоке-кабинки», - говорится в сообщении министерства.
В ходе встречи Арман Шаккалиев вынес на обсуждение предпринимателей вопрос о целесообразности уточнения правил об оплате за обслуживание, особенно если эта стоимость уже включена в цену блюда.
По мнению председателя Союза Независимых Рестораторов Радована Симоновича, рынок успешно регулирует необходимые процессы. Но при этом бизнесмен отметил важность поддержки Министерства торговли в формировании четких правил.
По словам председателя саморегулируемой организации Общественного питания Вероники Нурпеисовой, по правилам публичной оферты теперь рестораны и кафе оповещают посетителей при входе в заведение о необходимости уплаты сбора за обслуживание.
«Что касается депозитов, то мы имеем право брать их в VIP-кабинках, караоке-кабинках. Правила на рынке должны быть одинаковыми для всех: либо мы берем 10%, либо не берем. Необходимо прописать единые правила для всех игроков. Если заведение не включает 10% за обслуживание и не указывает, что это публичная оферта, то оно действует некорректно. Если предприниматели сами убирают 10% за обслуживание и устанавливают стоимость, к примеру, стейка - 5500 тенге без обслуживания, а в соседнем заведении — 5 тыс. тенге с обслуживанием, то фактически цена остается одна и та же. Важно понимать в данном случае, что требовать чаевые официант не может», - сказала она.