Высшая аудиторская плаата провела проверку эффективности государственного стимулирования промышленно-инновационной. Отедбьное внимание в рамках аудита уделено финансированию проектов обрабатывающей промышленности.
Основными институтами развития, поддерживающими обрабатывающую промышленность, являются АО «Банк Развития Казахстана» и его дочерняя организация АО «Фонд развития промышленности». За 2019-2023 годы они профинансировали отраслевые проекты на 2,4 трлн тенге.
Однако, по итогам проверки установлена низкая доля финансирования проектов с выраженной экологической и инновационной нагрузкой. Кроме того, в рамках оказания мер поддержки практически не представлены такие направления, как готовые изделия, легкая и фармацевтическая промышленность, которые, как отмечается, являются приоритетными.
Наряду с этим, по данным ВАП, имеют место факты длительного доведения льготных средств до конечных получателей, что может негативно влиять на общую эффективность мер господдержки. Это касается даже средств из резерва Правительства, предусмотренных на неотложные мероприятия: отмечены факты их использования с задержкой.
В ходе заседания Алихан Смаилов подчеркнул, что льготное финансирование проектов должно осуществляться в разы быстрее за счет качественной подготовительной работы.
«Вам деньги из бюджета выделяются, чтобы активно инвестировать в экономику и тем самым расширять налогооблагаемую базу, создавать новые рабочие места, поддерживать ее. Но вот вы на деньгах сидите, хотя должны оперативно их распределять. Получается, запрашиваете какие-то суммы у государства и замораживаете их на депозитных счетах, в то время как эти средства могли бы работать в рамках бюджета – на других важных инфраструктурных проектах», — сказал председатель ВАП РК, обращаясь к руководству квазигоскомпаний.
Аудитом также установлена параллельная реализация АО «БРК» схожих по целевой направленности программ финансирования экспортеров с различными предельными ставками вознаграждения. По данным палаты, это создает риски предоставления более дешевых кредитов определенным заемщикам, что подрывает основы равноправного доступа к таким мерам. Так, для отдельных заемщиков АО «БРК» по своему усмотрению применяло ставки кредитования ниже установленного предела на 1-2,5%.
Отдельное внимание госаудиторы обратили на продолжение практики преимущественной финансовой поддержки представителей состоявшегося крупного бизнеса – так называемой особой группы контрагентов. Половина всего кредитного, лизингового и инвестиционного портфелей АО «БРК» за 5 лет приходится на данные привилегированные группы. Это, как отмечается, сделало АО «БРК» «личным банком для избранного круга лиц». Такой подход подрывает принципы равного доступа к льготным средствам и их справедливого распределения.
Также сообщается, что приоритетными направлениями финансирования для АО «ФРП» должны быть лизинговые сделки, имеющие выраженный социально-экономический эффект. Однако в процессе отбора проектов оценка ожидаемых социально-экономических эффектов от них не проводится. Соответствующая методика также отсутствует.
Вместе с тем госаудит выявил, что встречные обязательства по экспорту продукции не всегда стимулируют заемщиков увеличивать его. Это касается случаев, когда существующие показатели экспорта уже соответствуют кредитному соглашению. Поясняется, что такой подход создает риск неэффективного распределения государственных ресурсов и использования их в качестве дешевого источника фондирования на отвлеченные цели: выплата дивидендов акционерам и размещение на банковских депозитах.
В результате установлены:
- финансовые нарушения на 1,2 млрд тенге;
- неэффективное планирование и использование средств на 25,9 млрд тенге;
- 64 процедурных нарушения и 9 системных недостатков;
- упущенная выгода и экономические потери, согласно расчетам, составили 15,8 млн тенге.