Депутат Мажилиса Аскар Садыков обратился с депутатским запросом к Премьер-министру Алихану Смаилову по поводу регистрации самолетов, имеющихся в парке авиакомпании Air Astana. Мажилисмен напомнил, что Air Astana является национальным перевозчиком и создан с участием Фонда "Самрук-Казына".
"Основным активом любой авиакомпании являются воздушные суда. Между тем, воздушные суда, принадлежащие авиакомпании "Air Astana" приписаны не в Казахстане, а в Ирландии. Это означает, что Казахстан не обладает контролем за собственностью национального перевозчика. Более того, президент "Air Astana" Питер Фостер недавно заявил, что компания и не планирует регистрировать свои судна в Казахстане", - сообщил Аскар Садыков.
Депутат считает, что такая позиция национальным экономическим интересам Казахстана. Аргументы руководства компании о том, что только европейская регистрация позволяет авиакомпании совершать рейсы на территорию западных стран, он считает неубедительной, поскольку с момента образования компании прошло четверть века, и за это время Комитет гражданской авиации давно должен был проработать все нужные вопросы. Так, по его словам, на днях Комитет гражданской авиации подтвердил соответствие Казахстана требованиям Международной организации гражданской авиации и сообщил об открытии прямых рейсов в США.
"Но президент "Air Astana видимо считает не заслуживающим доверия не только позицию госоргана, но и правовые условия нашей страны в целом. Либо просто игнорирует национальные интересы Республики. Данный вопрос имеет особое значение в свете планируемого выхода компании "Air Astana" на IPO и продажи 25% ее акций", - отметил депутат.
В этой связи, мажилисмен задался вопросами, кто контролирует бизнес, занимающий доминирующее положение и сформированный за счет вложений государства и его граждан, оплачивающих высокие цены на авиабилеты? И что является гарантией интересов Казахстана, если основные активы в виде авиапарка изначально приписаны к другой стране?
"Другой причиной регистрации воздушных бортов в Ирландии эксперты называют также возможные налоговые преимущества данной юрисдикции. Однако фракция "Ак жол" считает, что национальный перевозчик не должен уклоняться от уплаты налогов в собственной стране. Иначе это похоже на реализацию совета одного известного чиновника, который рекомендовал всем "зарабатывать в Казахстане, а тратить в Лондоне". Указанная ситуация ставит и более широкую проблему – деоффшоризацию работы национальных компаний. Господа бизнесмены на государстве – имейте совесть и мужество платить налоги там, где зарабатываете свои миллионные зарплаты и бонусы", - сказал Аскар Садыков.
Депутаты потребовали:
- Решить вопрос с регистрацией казахстанских воздушных судов компании "Air Astana" и "FlyArystan" в Республике Казахстан.
- Выделить "FlyArystan" в отдельную компанию и обязать соблюдать тарифные условия, устанавливаемые для лоукостера.
- В рамках демонополизации экономики, провести работу по выявлению оффшорных схем, используемых национальными компаниями и другими квазигоспредприятиями, а также обязать их вернуться в национальную налоговую юрисдикцию Казахстана.