Смаилов задал вопрос Ускенбаеву о том, какие меры принимает подконтрольное ему ведомство для улучшения качества дорог. "В последнее время поступают многочисленные жалобы касательно неудовлетворительного качества местных дорог. Население вынуждено ежедневно ощущать на себе результаты бесконечных ремонтов на одних и тех же участках", - отметил при этом глава Кабмина.
Министр сообщил, что сейчас ведомством в этом направлении разрабатываются системные меры и новые подходы:
- предусматривается усиление ответственности технического, авторского надзора и заказчика за образование дефектов в гарантийный период;
- внедрение EPC (проектирование, эксплуатация и строительство) контрактов по схеме "под ключ" с внедрением элементов ФИДИК (взаимоотношение между подрядчиками, заказчиками и инженерами, применяется в более чем 100 странах мира).
- внедрение новых технологий и подготовка кадров.
Кроме этого, по словам главы МИИР, для обеспечения качества и исключения финансовой зависимости от местных исполнительных органов будет проработан в рамках проекта Закона "О транспорте" (находится в Мажилисе) механизм подписания единого договора с уполномоченным органом и Центром качества. Это позволит независимо от договора давать замечания в адрес акиматов и требовать их обязательного исполнения.
Он добавил, что в текущем году в ходе проведения контроля качества местных дорог было отобрано порядка 9 тыс. проб, из которых не соответствуют требованиям 2,5 тыс. проб или 28%. По данным МИИР, лидерами по несоответствию являются:
- Шымкент (71%),
- Мангыстау (61%),
- Алматы (56%),
- ВКО (49%),
- ЗКО (43%),
- город Туркестан (40%).
Несмотря на имеющиеся замечания, заказчики продолжают принимать объекты в эксплуатацию. По таким фактам в отдельных регионах уже возбуждены уголовные дела.
"При этом остро стоит вопрос о паритетном выделении финансирования. Отдельные области эти требования не соблюдают (ЗКО, СКО, Костанай, Павлодар)", - заявил Ускенбаев.
Например, как отметил глава МИИР, несмотря на поручение Главы государства на развитие местных дорог, в Западно-Казахстанской области фиксируется низкий темп улучшения состояния автодорог. По итогам прошлого года нормативное состояние дорог региона составило 39%, при среднем республиканском значении 80%. Акиматом ЗКО в текущем году выделено 2,6 млрд тенге, что составляет 10% (при необходимом финансировании в 30%) от всего бюджета (РБ-23,7 млрд тенге).
"Алихан Асханович, до конца этого месяца предложения по усилению качества и контроля на автодорожных проектах будут Вам отдельно презентованы", - заключил министр.