RSS лента

Нужна вакцина от "бешенных" цен: депутат раскритиковал правительство за рост инфляции

  • 13.07.2022, 15:25,
  • 359
  • 0
  • Автор:
Автор фото: rossaprimavera.ru

Депутат Мажилиса Аманжан Жамалов на своей личной странице в Facebook рассказал об итогах посещения продуктовых магазинов. Мажилисмен заявил, что рост инфляции в стране продолжается, а меры, предпринимаемые правительством по сдерживанию цен, не эффективны. Он поделился мнением, как можно усовершенствовать проводимую в этому направлении работу, передает Turantimes.kz.

Как отметил депутат, на сегодняшний день рост цен на продовольствие остается главной проблемой экономики и нужны решительные меры, чтобы инфляция не "съедала" доходы казахстанцев. "Я, как депутат, часто критикую Национальный банк и Правительство за нерешительность и твердолобость в вопросе сдерживания цен. И посвятил этому не один депутатский запрос. Но у этой проблемы есть и третья сторона – это торговые сети. В настоящее время товары на прилавках достигли "бешенных" цен. И Правительству уже необходимо для этой ситуации срочно разработать "вакцину от бешенства"", - написал Жамалов.


Он пояснил, что сейчас основные меры сдерживания роста цен реализуются через сами торговые сети. Основной инструмент - "оборотная схема". Это льготное кредитование торговых сетей, которые берут на себя обязательства по сдерживанию цен. На нее потратили 81 млрд тенге, а ощутимого эффекта, по его мнению, не наблюдается. Цены растут.


Мажилисмен сообщил, что в рамках выездного заседания в Алматы, члены Совета, посетили супермаркет "Magnum Cash&Carry", посмотрели, как работает "оборотная схема" и убедились, что механизм требует серьезной доработки.


Во-первых, по словам Жамалова, в "оборотной схеме" участвует ограниченный список товаров, который заранее оговаривается. Так, в сети магазинов Magnum цены сдерживаются только по 19 социально-значимым товарам.
Во-вторых, невозможно посчитать реальный эффект "оборотной схемы", поскольку нет данных того, какая доля товаров из общего объема была продана по льготным ценам. Считается, что Magnum закупает товары только на сумму выделенного займа, и потом продает их у себя в магазине. "То есть, в магазине может продаваться товар по льготной цене. В то же время, одновременно эти же товары продаются по обычной рыночной цене. Естественно, льготный товар при этом быстро раскупается и его хватает на небольшое время торговли, и остаются эти же товары по высокой цене. Конечно, скорее всего эти 81 млрд тенге по всей стране – это "капля в море"", - добавил депутат.
В-третьих, "оборотная схема" работает в пользу всех слоев населения. Любой, кто зашел в магазин, независимо от его дохода, может купить товар по льготной цене. Льготный товар выставляется на полки и весь он может быть куплен одним оптовиком или просто состоятельными людьми, и если за ними в магазин зайдет семья с низкими доходами, то льготного товара для них уже нет.
В-четвертых, законом установлена предельная наценка на социально значимые продукты не более 15%. Но в торговых сетях еще есть так называемые "ретробонусы". "Это "разбойничий" инструмент, придуманный торгашами, заставляющий производителей отдавать плоды их труда за ничтожную плату и путем начислений на них так называемых "ретробонусов", принуждающий покупателей покупать эти товары у них по гораздо более высокой цене", - отметил Жамалов.
Фактически это плата производителей магазину за продажу товара, чтобы товар вообще мог попасть на полку. Если учитывать эти бонусы, то наценка в торговых сетях составляет почти 40%, вместо установленных законом 15%.
В-пятых, граждане не знают какие товары продаются по льготным ценам. На каждой продукции из списка есть специальная маркировка, указывающая, что данный товар является социальным и имеет специальную цену. Но эта маркировка настолько мелкая и неяркая, что едва заметна.
Депутат дал ряд рекомендации по улучшению "оборотной схемы". Так, по его словам: 
1) Нужно проанализировать эффект от применения "оборотной схемы" – какой объем товаров в общем потреблении продается по льготным ценам.
2) Если эффект от "оборотной схемы" низкий и товаров не хватает, объем финансирования нужно увеличивать. "Конечно, невозможно обеспечить всех покупателей товарами по низкой цене. Но цены на товары, продаваемые по "оборотной схеме", должны служить "маяком" для других торговых сетей и магазинов. Они должны заставить их ориентироваться на эти цены, и учитывая конкуренцию, не задирать цены на товары, продаваемые у них. Для этого нужно также анализировать цены и объемы у других ритейлеров", - пояснил он
3) Следует подумать над расширением перечня товаров. Потребительская корзина казахстанцев состоит не из 19 товаров.
4) Изучить систему так называемых "ретробонусов", применяемых торговыми сетями. Принять методологическое решение относительно контроля наценки товара с учетом "ретробонусов".
5) Разработать стандартную маркировку льготных товаров, субсидируемых государством.
"Но, в заключение, хочется сказать, что наиболее эффективным инструментом поддержки социально-уязвимых слоев населения являются адресные меры. Поэтому льготные товары лучше продавать именно социально-уязвимым слоям населения. Для этого существуют различные экономические инструменты. Например, продовольственные карточки. Человек может предъявить карточку и купить товар по сниженной цене. Тогда поддержку получат именно те, кто в ней нуждается", - резюмировал Жамалов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Оставить комментарий
Последние новости