Жумангарин пояснил, что в Казахстане привлечение средств дольщиков разрешается при строительстве одним из трех способов:
1) наличие гарантии Единого оператора (Казахстанская жилищная компания);
2) разрешения акимата при способе участия в проекте банка второго уровня;
3) разрешения акимата после возведения каркаса.
Он отметил, что при организации строительства первым способом (2% от объема долевого), лимит гарантий Единого оператора на одного застройщика не превышает 50 млрд тенге. Тогда как объем строительства одного из крупных застройщиков составляет около 250 млрд тенге, что в 5 раз больше предусмотренного лимита.
Второй способ, как сообщил глава АЗРК, по кредитованию банками второго уровня практически работает только после возведения каркаса, что составляет 30 % строительства за счет собственных средств застройщиков. Так, по данным анализа Агентства из 7,5 млн кв. метров жилья, построенных в 2021 году частными строительными организациями, 27% возведено за счет собственных средств и 26% после получения разрешений, предусмотренных законодательством. Остальные 47% жилья построено по договорам бронирования, резервирования и другое.
"Таким образом, почти каждая вторая квартира, профинансированная дольщиками, реализуется по серым схемам. При этом повсеместное привлечение средств дольщиков без разрешений акиматов остается без должного контроля со стороны местных исполнительных органов в связи с отсутствием проверочных листов", - подчеркнул Жумангарин.
По его словам, президентская программа использования пенсионных выплат на улучшение жилищных условий показала, что монополизированный рынок долевого строительства жилья, с огромным теневым оборотом не был готов к этому. Так, из 2,5 трлн тенге пенсионных средств 68% направлено на покупку жилья в собственность по гражданско-правовым сделкам (полный расчет), тогда как только менее 4% на приобретение жилья по договору долевого строительства.
"Фактически известные застройщики используют бренд компании для рекламы объектов, не осуществляя самого строительства. Процесс строительства и реализации жилья осуществляется третьими лицами, не являющимися уполномоченными компаниями застройщика, что приводит к уходу от ответственности за строительство объекта, а также антимонопольного и налогового контроля. В том числе остаются без правовых гарантий покупатели квартир, реализованных юридически не связанных с застройщиками организациями", - проинформировал глава АЗРК.
Это, по его словам, стало причиной массовых жалоб на качество жилья и сроки сдачи объектов.
Кроме того, как было отмечено, распространилась практика навязывания необоснованных условий договоров. Это требования по заключению договоров с управляющими компаниями, аффилированными с застройщиками, операторами связи, интернет услуг, кабельного телевидения, по покупке паркингов. Таким образом, монопольный рынок строительства уже ограничивает конкуренцию на смежных рынках.