Недавно анализировал затраты государственного бюджета за 2024 год и набрел на одну интересную мысль.
Хотелось бы обратить внимание, что на предпоследнем месте по расходам находятся расходы на топливно-энергетический комплекс и недропользование. Они в 16 раз меньше расходов на образование или в 15 раз на социальную помощь. В масштабах общих расходов в 30 триллионов тенге эти 434 миллиарда составляют всего 1,4%.
Но теперь вспомним, где мы живем, в какой стране и с какой экономикой. Казахстан страна с сырьевой экономикой, которая живет за счет недропользования – добывает твердые полезные ископаемые, обогащает их, а дальше или продает концентраты или выплавляет из них металлы, в случае углеводородного сырья подготавливает его к экспорту и тоже продает. Соответственно, вся наша экономика и благосостояние зависит от того, сколько мы добываем полезных ископаемых, что мы из них извлекаем и сколько их у нас еще осталось.
Но с этим у нас все не очень. Пусть с 2018 года у нас сотни компаний получили лицензии на разведку и начала поиски новых месторождений, все равно это не компенсирует того, что с конца 80-х годов мы не нашли ни одного крупного месторождения. Весь прирост запасов, который у нас есть, это или уточнение запасов уже действующих месторождений, или малые и средние месторождения (в основном малые).
В реальности, чтобы сейчас найти крупное месторождение надо очень постараться – все что было легко найти, уже давно нашли. Поэтому может пройти 10-15 лет, прежде чем у нас что-то найдут и еще не факт, что это месторождение будет выгодно осваивать. В общем, шансы тут не сильно большие. При этом часть месторождений у нас в эти 10-15 лет перестанет работать из-за истощения и это означает конец для компаний-недропользователей, а значит и ущерб нашей экономике.
Но возникает вопрос – если поиск месторождений так важно для нашей экономики, почему на них не бросали и не бросают все силы? Тут есть несколько причин:
- В геологоразведке нет «быстрых побед» - там нельзя за год что-то сделать и бодро отчитаться, здесь успех вообще не гарантирован
- У нас почему-то взяли курс на «азиатских тигров» и почему-то думают, что сырьевые отрасли надо забросить и попытаться построить высокотехнологичную обрабатывающую промышленность, IT-сферу и креативную индустрию. Но это же какие-то глупые мечты, не учитывающие опыт Японии, добывавшей треть мировой добычи серебра, или Китая с его месторождениями, не говоря уже про Канаду и Австралию, которые себя прекрасно чувствуют, экспортируя сырье.
- Во времена СССР геологоразведка была приоритетом союзных властей, а не республиканских, поэтому наше руководство соответствующего опыта не имело и потом уже при независимости этому не научилось. Возможно, это произошло в силу отсутствия образованных людей и незнания основных тенденций в недропользовании.
В итоге, государство сейчас опять продолжает эту стратегию, надеясь, что бизнесмены что-то сами найдут и оно само собой как-то решится. При этом государство тратит большие деньги на науку, на стажировки научных сотрудников, на программу «Болашак», а при этом последняя обобщающая монография по нашим недрам «Геология Казахстана» выпущена в 1981 году 44 года назад. А ведь это та самая информация, которая реально может привлечь в страну инвесторов, в отличие от дурацких роликов на европейских каналах.
Что же надо делать государству в этой ситуации, чтобы в один момент вся страна не превратилась в коллективный Аркалык? Я думаю, надо сделать следующее:
- Не допустить ухудшения регулирования горно-металлургического комплекса
- Основные усилия по развитию промышленности уделить горно-металлургическому комплексу в плане обеспечение экспорта, увеличения количества продукции, повышение степени переработки, улучшения условий разведки месторождений
- Цифровизировать геологический архив более быстрыми темпами
- Обобщить имеющуюся геологическую информацию в новой монографии «Геология Казахстана»
- Развивать альтернативные методы поиска полезных ископаемых – геоморфологические, геохимические, археологические и дистанционного зондирования
- Разобраться с техногенными минеральными образованиями – установить их объемы, хронологию образования и возможности для переработки
- Провести поиски на полезные ископаемые, которые ранее были не в приоритете - драгоценные и полудрагоценные камни, редкие и редкоземельные металлы
Рецепты то все простые, но в силу разных причин никто их у нас выполнять не хочет. А времени у страны все меньше.