Истец — руководитель ТОО и крестьянского хозяйства — с октября 2019 года проходил по делу об участии в организованной преступной группе и хищении имущества. Он был привлечён к уголовной ответственности, несмотря на отсутствие достаточных доказательств.
Почти четыре года находился под стражей и под домашним арестом. Всё это время он не мог вести дела и зарабатывать: его ТОО было признано банкротом, а в 2023 году ему отказали в продлении права землепользования — он не смог вовремя подать документы из-за ограничения свободы.
В декабре 2023 года уголовное дело в отношении него было прекращено за отсутствием состава преступления. Суд признал факт незаконного преследования и предоставил истцу право на реабилитацию.
Предприниматель обратился в суд с требованием возместить материальный и моральный вред, а также добиться публичных извинений от полиции. Суд первой инстанции частично удовлетворил его иск: присудил 14 млн тенге как прямой ущерб, 16,8 млн тенге — как утраченный доход и 9 млн тенге — за моральный вред. Из 28 млн тенге, заявленных как расходы на адвоката, суд взыскал 14 млн тенге — поскольку услуги юриста касались и других дел.
Апелляционная инстанция оставила решение в силе. Суд подтвердил, что обвинение было незаконным, а понесённый ущерб — напрямую связан с действиями органов уголовного преследования.
Теперь государство обязано выплатить пострадавшему более 44 млн тенге.