Бакытжан Базарбек считает, что нападения на Руслана Берденова и Нурлана Байбазарова не связаны между собой и не имеют отношения к их службе.
«Я не связываю это все вместе. Все-таки это частные случаи. Каждый из них нужно изучать по отдельности. В случае Берденова следствие уже дало подробности», — отметил он.
Парламентарий подчеркнул, что подобные физические атаки остались в прошлом.
«Какая-то физическая расправа над депутатом из-за его деятельности – это пережиток прошлого. В будущем этого даже не может быть как явления. Депутат – это публичная личность, и любое воздействие на него бросает тень на власть, любое запугивание и угроза. Власть не позволит, чтобы кто-то из каких-либо организаций допускали такое», — сказал Бакытжан Базарбек.
Вместе с тем, по словам мажилисмена, заинтересованные лица, о неправомерной деятельности которых сообщают депутаты, пытаются оказывать давление на народных избранников иными способами.
«Эти организации, которые не хотят, чтобы депутат копался в «грязном белье», расследовал какие-то вопросы, неудобные, невыгодные или опасные для них, прибегают к другим механизмам. Например, они подают иски в суд. Эти судебные иски для депутата (но не меня, с каждым судебным процессом я становлюсь все сильнее и сильнее) – это стресс. Он может выйти из колеи, потому что к каждому судебному процессу нужно готовиться, отрабатывать с адвокатом. Депутат может переживать, чем закончится судебный процесс. Это и репутационные издержки», — поделился с корреспондентом Turan Times Бакытжан Базарбек.
Так, подобные судебные разбирательства могут заставить депутата много думать, прежде чем поднимать какую-либо острую тему, объяснил собеседник редакции.
Иными словами, желающие запугать депутатов в настоящее время, как отметил Бакытжан Базарбек, чаще прибегают не к физической расправе, а к правовым методам.
Но, по словам мажилисмена, есть еще один метод – травля депутата в Интернете.
«Посмотрите, кто стоит за буллингом в социальных сетях. Это те, же организации, что и хотят подорвать репутацию этого депутата. Потому что, например, депутат «копается» в их бюджете, в их деньгах, смотрит, как они тратят, куда они дели эти деньги. Эти организации финансируют тех, кто запускает буллинг против депутата в соцсетях», — сказал парламентарий.
По мнению Бакытжана Базарбека, в Уголовном Кодексе Казахстана необходимо ужесточить наказание за воспрепятствование законной деятельности депутатов.
«Потому что депутат – это голос народа. Народ, например, обманули, «кинули» с землей, жилыми комплексами, деньгами, а депутат должен здесь в парламенте поднимать эту проблему», — добавил он.
На вопрос о том, сталкивался ли Бакытжан Базарбек лично с попытками запугивания, он ответил утвердительно.
«Они (прим. – угрозы) всегда поступают. И поступали они до Парламента, когда я поднимал тему о том, куда «ушли» горы Алматы. Я тогда рассказывал, что один бывший чиновник Казахстана приобрел в частную собственность все предгорья Алматы, почти 900 га. После этого через какое-то время ко мне пришли домой и сожгли коляску. Я потребовал возбуждения уголовного дела, но уже к тому моменту я был депутатом Парламента. Это май 2023 года. Это была первая атака на меня. Моя супруга и дети находились дома в Алматы, мы жили на первом этаже», — вспоминает мажилисмен.
Оказалось, что человек, который сжег коляску, состоял на учете в психдиспансере, поэтому дело закрыли.
Бакытжан Базарбек считает, что заинтересованные лица, которые хотят оказать давление на депутатов, намеренно устраивают атаки руками состоящих на учете людей. «Заказчики» таким образом избегают ответственности.