Бакытжан Базарбек обратился с депутатским запросом к Премьер-министру Олжасу Бектенову, раскритиковав проект Строительного Кодекса. Он напомнил, что ранее депутаты уже выражали сомнения в целесообразности трат из бюджета на разработку данного законопроекта в размере 382 млн тенге.
«При этом сам по себе документ некачественный, и депутатам Мажилиса Парламента приходится на протяжении полугода дорабатывать его и исправлять. Таким образом, даже выделение огромной суммы денег не помогло разработать эффективный документ.
На 98-99% Строительный Кодекс состоит из действующих законов и не несет в себе новизны, а оригинальность составляет не более 5%. У нас, у депутатов, возникли резонные вопросы по целесообразности бюджетных трат на такой некачественный проект Кодекса», — сказал депутат.
В связи с этим, для изучения целесообразности бюджетных трат на разработку Кодекса мажилисмены обратились в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК, который провел госаудит планирования и использования бюджетных средств на разработку Строительного Кодекса и выдал «шокирующие результаты».
Во-первых, по словам Бакытжана Базарбека, согласно заключению госаудита разработка Строительного Кодекса на общую сумму 382 млн тенге в нарушение пункта 4.2 статьи 41 Бюджетного Кодекса на 2023 год необоснованно включена в перечень государственных заданий Министерства промышленности и строительства. Следовательно, согласно заключению, договоры между Министерством и АО «Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства «КазНИИСА» заключены необоснованно.
Во-вторых, в нарушение пункта 12, 12.1 статьи 67 Бюджетного Кодекса Министерством не обеспечена полнота и достоверность информации и расчётов, содержащихся в бюджетной заявке, что привело к необоснованному планированию бюджетных средств на общую сумму 291 млн тенге.
«Но это еще не все. Более шокирует следующее: согласно анализу фактических затрат «КазНИИСА» выявлено завышение стоимости разработки Строительного Кодекса на 291 млн тенге. Затраты по привлечению сторонних организаций – 60 тыс., аренда помещения – 20 млн, оплата труда – 163 млн. Это все было выделено, но документов нет», — проинформировал депутат.
В-третьих, согласно заключению госаудита сторонняя организация по разработке Строительного Кодекса не привлекалась. Дополнительно помещения не арендовались, а расходы по оплате труда с мая по декабрь 2023 года произведены действующим штатным работникам «КазНИИСА» необоснованно.
«Другими словами, бюджетные средства на разработку Строительного Кодекса не были запланированы. Фактически Комитет завуалированно говорит о хищении бюджетных средств», — сказал Бакытжан Базарбек.
Депутат вновь перечислив все факты, приведенные в заключении Комитета, заявил, что на лицо хищение бюджетных средств в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору.
В заключение, мажилисмен потребовал от Премьер-министра:
- определить виновных в нерациональном использовании бюджетных средств,
- передать материалы госаудита в Генеральную прокуратуру для принятия процессуального решения путем инициирования досудебной проверки по фактам незаконного выделения бюджетных средств на разработку Строительного Кодекса,
- принять меры по возврату необоснованно расходованных средств на сумму 291 млн тенге.