В обосновании необходимости принятия Концепции закона, вносяшего изменения по вопросам воинской службы в резерве, приводятся слова первого президента страны Нурсултана Назарбаева: "В нынешней геополитической обстановке защита национальных интересов государства от угроз военного характера является одним из приоритетных направлений государственной политики". Отмечается, что события в Украине и Нагорном Карабахе выявили ряд проблемных вопросов, связанных с мобилизацией Вооруженных Сил, подготовкой и наличием военно-обученного резерва, а также своевременным прибытием военнослужащих из запаса для восполнения потерь или ротации личного состава.
"Таким образом, возникает необходимость пересмотра современных принципов обеспечения воинских частей Вооруженных Сил людскими ресурсами путем организации прохождения гражданами службы в резерве", - говорится в обосновании. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, как подчеркивается, необходимо мгновенное развертывания как частей постоянной боевой готовности, так и частей сокращенного состава и резерва, не дожидаясь введения военного или чрезвычайного положения природного или техногенного характера.
"Создание воинской службы в резерве позволит, не увеличивая Вооруженные Силы в мирное время, получить определенное количество военнообязанных, которые будут готовы в профессиональном плане к выполнению задач на начальном этапе военного времени или военного положения либо чрезвычайного положения природного и техногенного характера до проведения полной или частичной мобилизации", - говорится далее.
В связи с этим в Концепции предлагается ввести понятие "резервист - военнообязанный, заключивший в добровольном порядке с Министерством обороны контракт о прохождении воинской службы в резерве". Законопроектом предлагается также предусмотреть понятие воинской службы в резерве, условия и сроки службы, а также перечень оснований для исключения из резерва. Подготовку данной категории граждан предлагается проводить в пределах 60 (шестидесяти) дней в году, с учетом одного-двух занятий в месяц по программе боевой подготовки и проведения сборовых мероприятий (учений) (один раз в год на 30 дней) для слаживания подразделений в соответствии с программой обучения.
На законодательном уровне предлагается закрепить регламентацию:
1. определения порядка поступления на воинскую службу в резерве;
2. осуществление стимулирующих службу в резерве выплат (вознаграждений);
3. присвоения очередных воинских званий и перемещения по службе;
4. определения мер, позволяющих урегулировать отношения между резервистом и работодателем по основному месту работы.
На законодательном уровне планируется предусмотреть, что за гражданином, поступившим на воинскую службу в резерве сохраняется место работы, занимаемая должность и сохраняется заработная плата, а неработающему – минимальный размер заработной платы.
Предлагается предусмотреть налоговые и иные льготы для работодателей при приеме на работу военнослужащего резерва или альтернативным способам стимулировать работодателя на прием на работу военнослужащих резерва.
Предлагается медицинское обеспечение резервиста в период его нахождения на занятиях или воинских сборах осуществлять за счет бюджетных средств в военно-медицинских учреждениях (организациях, подразделениях).
Учитывая, что резервисты в период обучения и прохождения воинских сборов будут обладать статусом военнослужащих, предлагается внести соответствующие поправки для закрепления правового и социального статуса по аналогии с военнослужащими (поступление, прохождение, увольнение, присвоение воинских званий, перемещение по службу, социальное, медицинское, вещевое и другие виды обеспечения), а также предусмотреть иные поправки для устранения правового пробела и коллизий по вопросам прохождения службы в резерве и стимулирования работодателей по сохранению места работы резервистам и принятию их на работу.
Полный текст документа доступен по ссылке.