В сентябре 2020 года Мажилис Парламента одобрил в первом чтении законопроект "О противодействии семейно-бытовому насилию". Инициирован он был группой депутатов с целью создать в Казахстане безопасные семейно-бытовые отношения.
Однако данный проект некоторые граждане встретили с громкими протестами, заявляя о "подводных камнях" закона, и даже запустили петицию против его принятия. Гражданская активистка из Усть-Каменогорска Оксана Юркина - одна из них. Женщина утверждает, что в законе имеется пункт, который позволяет отбирать детей у родителей по сообщению третьего лица о неправомерных действиях в отношении ребенка без суда и следствия.
"Мы пишем Президенту письмо, заполняем его и просим о том, чтобы он обратил внимание на этот законопроект, и чтобы его не принимали", - цитирует Оксану "Первый канал Евразия".
Адвокат же Елена Ирченко поясняет, что закон предусматривает внедрение института семей, который, по ее мнению, будет осуществлять "жесткий контроль" за семьями.
О законопроекте высказалась и лидер движения "ХАҚ" Тогжан Кожалиева, которая считает, что в стране нужно не бороться против родителей, а воспитывать их как быть родителями. "Не с того края взялись, чтобы решить проблему насилия в доме... Исконные традиции семьи у казахов были просто мощнейшими", - написала она на своей странице в Facebook.
Тем не менее нашлись те, кто поддерживают данное решение депутатов. Общественники разделились на два лагеря: "за" и "против" принятия нового законопроекта. Известная правозащитница, лидер ОФ "НемолчиKz" Дина Смаилова, попыталась развеять мифы о новом законопроекте, отметив, что заявления его противников являются лишь передергиванием фактов. Она собщила, что петиция против законопроекта о противодействии семейно-бытовому насилию была запущена некими активистами еще в октябре 2020 года.
"Основной упор данная петиция делает на то, что у родителей будут отбирать детей за шлепок, на то, что не четко прописаны статьи психологическое насилие и экономическое насилие. Все претензии к Закону о ПСБН довольно размытые и не конкретные, статьи приводят из "воздуха", потому что Официальной версии Закона пока нет ни на одном официальном канале. Поэтому авторы петиции не гнушаются писать недостоверную информацию и манипулировать родительскими чувствами Казахстанцев. Большинство выступлений против закона сводится к тому, что в стране нет насилия, что статистика лжет, что это разрушение семьи и в подтверждение не приводят ничего честного", - заявила общественница в Facebook.
Член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Салтанат Турсынбекова также отмечает, что рассматриваемый законопроект не имеет норм, позволяющих отбирать у казахстанцев детей за "шлепок или пустой холодильник".
Сторонники законопроекта, говоря о необходимости его принятия, подчеркивают, что он поможет искоренить и предупредить насилие в семьях за счет ужесточения наказания за подобные правонарушения.
Отметим, что закон "О противодействии семейно-бытовому насилию" и закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия семейно-бытовому насилию" еще находятся на рассмотрении в Парламенте. Мажилисмены должны одобрить его еще во втором чтении. Это означает, что, пока законопроект остается в Парламенте, в него могут вноситься коррективы. В имеющемся на данный момент формате документ доступен для всех на официальном сайте Мажилиса. Здесь можно ознакомиться с теми статьями, которые и вызвали неодобрение у ряда граждан, в частности статья 35 "Мероприятия по защите несовершеннолетнего от семейно-бытового насилия".