В обсуждении участвовали представители Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, Национального банка, министерств финансов, национальной экономики, искусственного интеллекта и цифрового развития, а также Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
Законопроект предусматривал сразу несколько крупных изменений:
Во-первых, предлагалось повысить требования к корпоративному управлению в банках. Для этого вводились дополнительные квалификационные требования к руководству банков по вопросам управления рисками, внутреннего аудита и комплаенс-контроля. Усиливалась роль независимых директоров: для них устанавливались новые требования, ограничивался срок работы и вводился ежегодный контроль их независимости.
Также планировалось унифицировать требования к акционерам и руководителям финансовых организаций — по профессиональному стажу и предыдущему опыту работы. В отдельных случаях увеличивались сроки запрета на занятие руководящих должностей. Расширялись возможности регулятора применять мотивированное суждение. Кроме того, вводилось ограничение на срок, в течение которого взысканное имущество может находиться на балансе банков, чтобы быстрее возвращать активы в экономику.
Во-вторых, для развития конкуренции в банковском секторе предлагалось ввести 2 вида лицензий — базовую и универсальную. Они различались бы объёмом разрешённых операций и уровнем требований. Если банк с базовой лицензией превышает установленный лимит по активам, он обязан перейти на универсальную лицензию, которая позволяет проводить все банковские операции.
В-третьих, законопроект был направлен на развитие исламского финансирования. Традиционным банкам планировалось разрешить оказывать исламские банковские услуги без создания отдельного юридического лица — при наличии дополнительной лицензии. При этом исламская деятельность должна быть чётко отделена организационно и в учёте от других операций банка и соответствовать принципам шариата.
В-четвёртых, для повышения ответственности банков перед клиентами вводилась система поведенческого надзора. Она должна была включать риск-ориентированный контроль, направленный на предупреждение нарушений, а также досудебное урегулирование споров через единый офис финансового омбудсмана.
В-пятых, в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонд, предлагалось реформировать систему работы с неплатёжеспособными банками. Вводилась трёхступенчатая модель: усиленный надзор, восстановление финансовой устойчивости и режим урегулирования. Для системно значимых банков усиливались требования к устойчивости. Государственные средства, использованные для их спасения, планировалось возвращать за счёт продажи акций новым инвесторам, а при необходимости — за счёт взносов банков второго уровня.
В ходе обсуждения сенаторы пришли к выводу, что принятый Мажилис Парламента Республики Казахстан закон нуждается в доработке. Было предложено внести изменения и дополнения по ряду направлений.
Среди них:
-
уточнение требований по пруденциальным нормативам при переходе банка с базовой лицензии на универсальную;
-
уточнение полномочий фондовых бирж и клиринговых организаций при выполнении платежей и переводов;
-
предоставление филиалам исламских банков-нерезидентов права на определённую инвестиционную деятельность;
-
уточнение требований к независимым директорам банков;
-
запрет банкам бесспорно взыскивать деньги и ценные бумаги, находящиеся в депозитариях и клиринговых организациях и предназначенные для межбанковских расчётов по карточным платежам;
-
расширение оснований, по которым банки могут оставить обращения граждан без рассмотрения, если в них отсутствует ИИН или БИН;
-
распространение требований банковской тайны на органы государственного казначейства;
-
уточнение случаев, когда нельзя накладывать арест или ограничения на имущество и средства на банковских счетах;
-
детальная регламентация «витрины данных», перечня информации в ней и круга лиц, обязанных защищать персональные данные и банковскую тайну, а также перенос срока её внедрения с 1 июня 2026 года на 1 января 2027 года;
-
уточнение источников средств для урегулирования неплатёжеспособных системно значимых банков.

