Как подчеркнул депутат Мажилиса Елнур Бейсенбаев, в Казахстане в сфере перевозок задействованы более 500 тыс. водителей такси, однако точные данные отсутствуют. По словам мажилисмена, «все платформенные сервисы не могут дать точные выходные данные водителей-таксистов», что он назвал нонсенсом в современном цифровом обществе.
Бейсенбаев отметил, что особенно важно урегулировать этот вопрос, учитывая задачи Главы государства по цифровизации, в том числе по созданию «цифровых двойников» различных отраслей экономики. Депутат добавил, что агрегаторы стали «неотъемлемой частью повседневной жизни», ежегодно совершая более 150 млн поездок.
«Это судьбы людей, жизнь и здоровье которых мы должны защищать на законодательном уровне», — подчеркнул он.
По словам мажилисмена, рынок услуг такси оценивается в пределах 500 млрд тенге, и правовые нормы должны регулироваться профильным министерством совместно с агрегаторами. Он отметил, что действующее законодательство использует устаревшие понятия советских времён, которые «не отражают ключевые процессы агрегаторов, таких как Яндекс, Индрайвер, Апару и других», а их деятельность остаётся «в серой зоне».
Бейсенбаев подчеркнул, что вне правового поля остаются вопросы ответственности, стандартов безопасности, прозрачности алгоритмов, страхования и защиты прав пассажиров и водителей.
«Нет четкого определения самого понятия водителя такси. Отсутствует разграничение ответственности и определение прав и обязанностей между водителем, таксопарком и агрегатором, что приводит к социальной незащищенности таксистов», — добавил он.
Депутат отметил, что требование о ежедневном медицинском осмотре водителей стало формальным и не выполняется. Кроме того, ситуация с безопасностью пассажиров и водителей остаётся непонятной: поездки не страхуются, а проверка водительских прав, технического состояния автомобилей и документов отсутствует.
«По сути к выполнению заказов могут быть допущены люди без прав и на праворульных машинах, которые мчатся на высокой скорости на междугородних трассах», — подчеркнул Бейсенбаев.
Он также обратил внимание, что некоторые агрегаторы не предоставляют информацию о реальной стоимости поездки и не обеспечивают возможность безналичной оплаты.
«Несмотря на технологические возможности, агрегаторы не контролируют скорость и движение машин, не ведут мониторинг отклонений от маршрута, что ставит под угрозу безопасность пассажиров», — отметил депутат.
Кроме того, в приложениях некоторых платформ отсутствует система вызова экстренных служб и круглосуточной поддержки связи с клиентами.
Бейсенбаев подчеркнул, что миллионы граждан ежедневно подвергаются потенциальному риску, а водители остаются социально незащищёнными. В связи с этим мажилисмен предложил принять следующие меры:
-
Разграничить функции информационно-диспетчерской службы и цифровых сервисов для исключения дублирования.
-
Ввести определение «водитель такси», закрепив их статус, права и обязанности. Обязать таксистов лично выполнять заказы и соблюдать минимальные санитарные требования.
-
Проводить регулярное медицинское обследование вместо формальных ежедневных осмотров и автоматизировать контроль через интеграцию с системами Минздрава.
-
Обязать агрегаторов обеспечивать страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей на каждую поездку.
-
Информировать пассажиров о реальной стоимости поездки, контролировать скорость, движение, отклонения от маршрута и проверять достоверность данных водителя и автомобиля через государственные базы.

