Как сообщил депутат, в мировом рейтинге стран по стоимости услуг такси Казахстан занимает 73-е место. По состоянию на 31 марта 2024 года, стоимость услуг такси в нашей стране составила $0,67 за 1 км – это самый высокий показатель среди государств СНГ.
"В Казахстане сложилась такая ситуация, что платформа "Яндекс.Такси" стала крупнейшим игроком на рынке услуг такси, в данный момент являясь практически монополистом.
Мы знаем, что государственные органы, обеспокоившись тем, что рост доли рынка позволяет "Яндекс.Такси" контролировать и влиять на условия рынка в целом, в прошлом году предприняли попытки регулирования деятельности указанной компании привлечением ее к административной ответственности, и положительно оцениваем результаты этой работы", — сказал Ислам Сункар.
Вместе с тем, депутаты обеспокоены тем, что комиссия за поездки остается по-прежнему на высоком уровне и влияет на конечную стоимость услуг. Так, например, как отметил мажилисмен, в зависимости от тарифа и региона за каждую поездку взимается комиссия сервиса от 11 до 17%. К тому же взимается плата таксопарков до 4%.
На сегодняшний день, по данным депутата, водителями "Яндекс.Такси" являются более 200 тыс. человек. Для более 50 тыс. из них – это основной заработок. Для остальных 150 тыс. человек – это дополнительный доход. "И этот факт говорит о том, что людям из-за повсеместной дороговизны и низких заработных плат не хватает денег к существованию, и они вынуждены таксовать", — подчеркнул парламентарий.
"Подводя итоги 2023 года, через СМИ рапортовали информацию, что доход казахстанских таксистов более чем вдвое превысил медианную зарплату по стране. "Средняя выручка водителя такси в Казахстане, принимающего заказы через агрегатор "Яндекс.Такси", составляет 493 тыс. тенге в месяц", – писали тогда.
Мы считаем, что нельзя забывать, что выручка – это еще не чистая прибыль. И неуместно сравнивать выручку с зарплатой. С зарплатой нужно сравнивать именно чистую прибыль", — добавил Ислам Сункар.
Он пояснил, что если попробовать сделать декомпозицию для водителя такси одного условного заказа в 1 тыс. тенге, и вычесть оттуда все комиссии и расходы на топливо, мойку и учет естественного износа автомобиля, то сумма чистого заработка водителя будет около 300-400 тенге.
"Мы считаем, что стоимость услуг такси должна быть комфортной для граждан и не быть самой высокой в СНГ. А таксисты не должны отдавать львиную доля от этой цены в виде комиссий", — отметил депутат.
Исходя из вышеизложенного, правительству было предложено:
- Рассмотреть возможность снижения комиссий за услуги сервисных компаний в сфере такси до 5%-7% от заказа либо фиксированной платой за заказ от 50 до 70 тенге.
- Создать условия для развития отечественных компаний, предоставляющих платформенную занятость в сфере оказания услуг такси.