По данным надзорных органов, 81% виновников ДТП уже неоднократно нарушали ПДД раньше. И некоторые истории звучат почти невероятно. Так, в Восточно-Казахстанской области водитель успел «насобирать» 32 нарушения за один год, а после очередного выезда на встречную полосу погиб сам и погубил двух пассажиров. В Алматы другой водитель за два года собрал 72 нарушения, и очередное превышение скорости обернулось наездом на пешехода со смертельным исходом.
Ситуация усугубляется и другими факторами: самовольные примыкания к трассам, которые местные жители строят «под себя», создают прямую угрозу аварийности. На участке всего в 7 километров в Акмолинской области выявлено 17 таких незаконных выездов.
Есть и более тревожные случаи: в Абайской области водитель с диагностированной эпилепсией потерял управление во время приступа и совершил наезд на детей — четверо погибли. На этом фоне власти предлагают перейти к новой балльной системе учёта нарушений ПДД, где каждое нарушение будет автоматически фиксироваться в цифровом формате. Накопил лимит, отправляйся на пересдачу экзаменов. По замыслу инициаторов, это поможет вовремя «отсеивать» тех, кто представляет опасность на дороге, и заставит водителей относиться к правилам серьёзнее.
Дополнительно планируется ужесточить контроль за выдачей водительских удостоверений, минимизировать коррупционные риски, а также навести порядок с технической стороной например, с минивэнами праворульного типа, которые часто фигурируют в тяжких ДТП при междугородних перевозках.
Особый акцент делается на принципе нулевой терпимости к любым действиям, которые ставят под угрозу жизнь людей. Помимо контроля, госорганы намерены активно проводить разъяснительную работу и формировать культуру вождения, которой пока заметно не хватает.
Идеология «Закона и Порядка», на которую ссылается Генеральный прокурор, очевидно нацелена на одно, превратить безопасность на дорогах в личную ответственность каждого водителя. Вопрос лишь в том, насколько быстро и эффективно новые меры смогут изменить реальную ситуацию.

