Сенатор Руслан Рустемов в своем депутатском запросе обратил внимание на системные проблемы методики преподавания казахского языка. По его словам, несмотря на рост числа граждан, обучающихся на казахском языке, качество подготовки по-прежнему вызывает вопросы.
«Ученые, исследующие развитие казахского языка называют главной недоработкой методики обучения — отсутствие преемственности между программами детских садов, школ и ВУЗов. В программах не учтено развитие мыслительных и речевых навыков ребенка. Грамматические закономерности не преподаются углубленно, лингвистические знания не даются в соответствии с возрастом ребенка», — заявил Руслан Рустемов.
Он также обратил внимание на отсутствие системного подхода в учебных материалах. Сенатор отметил, что такие разделы, как «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис» и «Стилистика», должны преподаваться с учётом возраста школьников — постепенно, от простого к сложному, без нарушений логической последовательности.
«Недостаток такого обучения в том, что если фонетика была пройдена в 5-м классе, то она не повторяется с усложнением по спиральному методу до 11-го класса. Также нет единого требования к количеству предметов казахского языка и литературы в образовательной программе специальности “Филология”. Каждый ВУЗ разрабатывает образовательные программы по своему усмотрению, исходя из потенциала профессорско-преподавательского состава. Это неправильно, программа для одной специальности должна быть общей для всей страны. Программа должна быть разработана на основе компетенций, которыми должен обладать будущий специалист. В высших учебных заведениях казахский язык следует преподавать как обязательную профессиональную дисциплину и для казахских групп неязыковых специальностей. То есть, если студенты казахских групп неязыковых специальностей профессионально овладеют казахским языком, то в будущем они станут квалифицированными специалистами, которые будут развивать казахский язык как язык науки в этой сфере и систематизировать ее терминологию», — подчеркнул сенатор.
Руслан Рустемов предложил устранить выявленные недостатки в обновлённой программе по предмету «Казахский язык». Он считает необходимым провести комплексный пересмотр подходов к преподаванию грамматики в школах и вузах, а также пересмотреть методологические основы преподавания казахского языка и литературы, определив чёткую роль предмета «Казахский язык» в уровневой системе школьного образования.

