В АЗРК отметили, что по итогам анализа механизма формирования цен на лекарственные средства и медицинские изделия (ЛС и МИ) были зафиксированы проблемы, связанные с отсутствием прозрачности и рисками завышения стоимости.
На сегодняшний день государство регулирует цены на ЛС и МИ как при реализации населению через частных оптовых поставщиков и аптеки, так и при их закупе для обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).
Функции по госрегистрации цен возложены на государственное предприятие «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий» (НЦЭЛСиМИ), а организация централизованного закупа — на ТОО «СК-Фармация». Вместе с тем, в ведомстве пояснили, что фактически НЦЭЛСиМИ принимал цены, представленные самими поставщиками, без их перепроверки. Экспертиза ограничивалась получением информации о ценах в референтных странах от заявителей.
Для исключения таких случаев Минздрав закупил услуги доступа к международному порталу «Navlin», что позволит получать данные напрямую от первоисточников. Однако ранее условия завышения цен были заложены в самих нормативных приказах: цены устанавливались на основе максимальных значений в референтных странах, предоставленных заявителями.
Этим, как уточнили в Агентстве, пользовались и отечественные производители, заявлявшие стоимость дженериков на уровне оригинальных препаратов «Big Pharma». Долгосрочные договоры с ними заключались без экспертизы и анализа фактических затрат. В результате отдельные казахстанские препараты оказались в 2–3 раза дороже аналогов ведущих мировых компаний, а государственные закупки в рамках ГОБМП и ОСМС обходились дороже рыночных цен.
По предложению АЗРК, с июля 2025 года цены для поставщиков и отечественных производителей определяются на основе средних значений в референтных странах и данных из первоисточников.
Ещё одной проблемой названо инспектирование производства ЛС и МИ. Несмотря на расходы, связанные с перелётами и проживанием инспекторов (обычно 3–4 человека), поставщики и производители дополнительно оплачивают услугу инспектирования от 2,6 млн до 3,45 млн тенге, цену которой самостоятельно устанавливает НЦЭЛСиМИ. При этом инспекции проводятся не только в Казахстане, но и за рубежом, включая страны с высоким уровнем регулирования (ЕС, США, Канада, Япония), где проверяются такие компании, как Johnson & Johnson, Roche, Polpharma. Все эти расходы включаются в конечную стоимость ЛС и МИ.
Для оптимизации затрат АЗРК предложило исключить инспекции в странах с высоким уровнем регулирования, а саму услугу инспектирования отнести к государственной монополии, введя регулирование её стоимости.
Что касается деятельности ТОО «СК-Фармация», в Агентстве подчеркнули, что основная задача этой организации — централизованный закуп ЛС и МИ для ГОБМП и ОСМС. Однако около 45% продукции по-прежнему приобретается у отечественных дистрибьюторов, а не напрямую у производителей. Такой порядок, по мнению АЗРК, не соответствует целям оптимизации расходов и создаёт риски завышения цен.
В качестве решения Агентство направило в Минздрав рекомендации: пересмотреть нормы ценообразования, отказаться от ориентира на максимальные цены, отнести услугу инспектирования к государственной монополии, увеличить объём закупа напрямую у производителей и внедрить обязательную экспертизу затрат при заключении долгосрочных договоров.

