В Казахстане провели государственный аудит, чтобы оценить, насколько эффективно работают налоговые и таможенные органы. Итоги обсуждались на заседании Высшей аудиторской палаты.
В сфере налогового администрирования аудит показал, что несмотря на рост числа налоговых проверок и увеличение сумм доначислений, общая эффективность работы снизилась. Например, 70% всех доначислений приходится на комплексные проверки. В то же время проверки, проводимые по системе управления рисками (СУР), оказались гораздо менее результативными, чем внеплановые, проводимые по решению Комитета государственных доходов или в рамках уголовных дел.
Более 900 компаний были выбраны для проверки на основе СУР. Однако по итогам этих проверок удалось доначислить только 46 млрд тенге. Это указывает на низкую эффективность автоматизированной системы отбора. Из плана на первое полугодие 2024 года вручную исключили 61% налогоплательщиков, а из плана на второе полугодие — 97%.
Аналогичная ситуация наблюдается в сфере таможенного администрирования. Эффективность проверок снизилась. При этом 70% всех начислений пришлось всего на одного участника внешнеэкономической деятельности. Проверки на основе СУР также оказались значительно менее результативными, чем внеплановые.
Аудит также выявил, что таможенные органы не всегда учитывают технические регламенты при ввозе товаров. Так, в 2024 году 6 крупных компаний, занимающихся импортом одежды из Турции, ввезли продукции на $145 млн, предоставив 150 сертификатов стран ЕАЭС. При этом 104 из них отсутствуют в официальных реестрах. Это говорит о риске ввоза поддельных товаров, которые могут угрожать здоровью населения.
Анализ работы по мониторингу 354 крупных налогоплательщиков показал, что эффективность наблюдается только по 105 компаниям, связанным с недропользованием. По остальным ситуация вызывает беспокойство. В течение отчётного периода только 33 компаниям были направлены 35 извещений и требований, и только 6 из них дали результат. По ним в бюджет поступило 643 млн тенге. Это составляет всего 0,01 процента от всех налоговых поступлений от 249 крупных налогоплательщиков. Такая ситуация требует системного подхода и пересмотра подходов к мониторингу.
В области налога на добавленную стоимость также выявлены серьёзные проблемы. В 2024 году сумма несвоевременно возвращённого НДС составила 420 млрд тенге, что может привести к начислению пени почти на 5 млрд тенге. Также был зафиксирован необоснованный возврат НДС на 375 млн тенге.
Отдельно аудиторы отметили, что Казахстан по количеству маркируемых товаров отстаёт от других стран ЕАЭС. В стране до сих пор нет утверждённой методики, определяющей, какие товары необходимо маркировать в первую очередь. Например, маркировка табачных изделий была введена ещё 5 лет назад, но в 2024 году всё ещё продолжается ввоз нелегальной продукции. Было изъято более 16 млн пачек контрабандных сигарет — это в 4,5 раза больше, чем 3 года назад.
Ситуация с обувью также вызывает вопросы. За последние 4 года импорт готовой обуви снизился, зато в 13 раз вырос импорт заготовок для её производства. Эти заготовки массово ввозят компании, которые не занимаются производством, а затем продают их частным лицам. Это может означать, что под видом заготовок на самом деле ввозится готовая обувь, чтобы избежать уплаты таможенных пошлин.
Комитет государственных доходов недостаточно использует возможности системы маркировки. Отсутствие кодов Data Matrix на упаковках помогает выявлять контрабанду табачных изделий, но даже в этом направлении работа организована слабо. В 2024 году в специальное мобильное приложение поступило 246 жалоб на факты контрабанды, однако ни одна из них не была отработана. Это говорит о том, что потенциал системы маркировки не раскрыт.
Несмотря на все эти недостатки, Министерство финансов отчиталось о положительном результате в 2024 году. За счёт снижения плана доля налогов в ВВП уменьшилась с 20,2% до 17,2%. Для сравнения, в 2023 году этот показатель составлял 19,6%.
По итогам аудита были выявлены финансовые нарушения на сумму 747 млн тенге, потери бюджета по доходной части более чем на 2 млрд тенге, а также 34 процедурных нарушения и 29 системных недостатков.
По всем выявленным проблемам Высшая аудиторская палата разработала рекомендации, и их выполнение будет находиться под постоянным контролем.