Фракция депутатов Народной партии Казахстана считает необходимым сосредоточить особое внимание на развитии педагогического сообщества, что неоднократно подчеркивал Президент Касым-Жомарт Токаев. В своем депутатском запросе парламентарии напомнили, что на Республиканском съезде педагогов Глава государства отметил: «Педагогика — одна из важнейших отраслей науки, а педагог — ключевая фигура в формировании нового качества нашей нации».
Однако, как отмечают депутаты в запросе, на практике наблюдается тревожная тенденция — снижение требований к поступающим на педагогические специальности. В качестве примера они приводят данные по образовательным грантам на 2024–2025 учебный год: минимальный балл на специальность «Педагогика и психология» составил всего 81 балл, а по направлению «Дошкольное обучение и воспитание» — 75 баллов. При этом, согласно приведенным депутатами цифрам, в предыдущем учебном году проходной балл по педагогике был выше — 89 баллов.
Для сравнения, как подчеркивают представители фракции, на такие направления, как «Юриспруденция», «Право» и «Журналистика», минимальные баллы на грант начинались от 115 баллов.
По мнению депутатов, учиться на педагогов должны в первую очередь те, кто искренне хочет работать с детьми, а не те, кто выбирает профессию только ради получения бесплатного обучения. В запросе отмечается, что в стране созданы все условия для подготовки учителей: студентам назначаются повышенные стипендии, преподавателям обеспечивается достойная зарплата, развиваются меры профессиональной поддержки. Поэтому, считают депутаты, важно обеспечить также строгий отбор при поступлении, усилив требования "на входе" в профессию.
В запросе приведены международные примеры: в Финляндии только 10% лучших выпускников могут поступить в педагогические вузы, и отбор проводится не только по академическим показателям, но и по личным качествам, таким как эмпатия и стрессоустойчивость. В Японии будущие учителя проходят длительные стажировки в школах под руководством наставников, что помогает им адаптироваться к условиям работы заранее.
В связи с этим фракция предлагает установить единый минимальный проходной балл по всем предметам для абитуриентов педагогических направлений, поступающих на грант. Как считают депутаты, это позволит привлечь мотивированных и сильных кандидатов.
Кроме того, в запросе предложено внедрить механизм распределения лучших выпускников, окончивших обучение на «отлично», с предоставлением им права выбора места работы. Сейчас же, как подчеркивают депутаты, молодые специалисты часто сталкиваются с трудностями при трудоустройстве из-за отсутствия стажа и необходимости прохождения аттестаций, что снижает привлекательность профессии.