Гражданам Республики Казахстан стала доступна новая информационная система “Центр обеспечения жилищем”, разработанная Отбасы банком — дочерней организацией холдинга «Байтерек». Платформа размещена на сайте orken.otbasybank.kz.
С 9:00 часов 24 мая 2025 года пользователи смогут подавать заявки на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилье. Для этого необходимо пройти авторизацию на портале с помощью действующей электронной цифровой подписи (ЭЦП).
До указанной даты, то есть до 24 мая, гражданам предлагается ознакомиться с функционалом портала и изучить размещенную там информацию.
При подаче заявления система автоматически определит, соответствует ли заявитель установленным критериям. В частности, претендент должен быть совершеннолетним гражданином Казахстана и не иметь жилья в собственности ни сам, ни члены его семьи на протяжении последних 5 лет. В случае соответствия этим требованиям, человек будет внесен в реестр нуждающихся в жилье.
Услуга постановки на учет является государственной, и срок её предоставления составляет 1 рабочий день. Если к заявке прикладываются скан-копии документов (например, подтверждающих, что жильё является аварийным), срок рассмотрения увеличивается до 3 рабочих дней. В случае подачи заявки в выходной день, её рассмотрение начнётся в ближайший рабочий день.
Система не ограничивается проверкой наличия или отсутствия недвижимости. В “Центре обеспечения жилищем” создаётся цифровой портрет заявителя, в который входят сведения о семейном положении, категории нуждаемости, уровне дохода, наличии социальных выплат, пенсий, пособий и другой важной информации. Это необходимо для комплексной оценки статуса семьи и подбора подходящих мер государственной поддержки.
Для обеспечения автоматической сверки данных, платформа интегрирована с 14 государственными базами данных и информационными системами.
При подаче заявления заявителю и его членам семьи будет направлено SMS-сообщение с номера 1414 с просьбой подтвердить согласие на сбор и обработку персональных данных. Ответ на это сообщение обязателен.
Кто может подать заявку с 24 мая 2025 года:
-
Совершеннолетние граждане Казахстана, которые не владеют жильем на праве собственности в течение последних 5 лет;
-
Граждане, единственным жильём которых признана аварийная недвижимость.
Какой уровень дохода допускается для участия в программах:
Государственная поддержка в рамках жилищных программ не предусматривает безвозмездное предоставление жилья. Отбасы банк будет формировать цифровой профиль каждого заявителя, чтобы предложить ему подходящие инструменты в зависимости от социальной категории и уровня дохода семьи. Возможные меры включают:
-
субсидирование части арендной платы;
-
арендное жилье, предоставляемое местными исполнительными органами;
-
участие в жилищных программах с минимальным первоначальным взносом и ставками от 2% (ГЭСВ от 2% до 2,1%) и 5% (ГЭСВ от 5,2% до 5,8%) годовых — в рамках Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023–2029 годы;
-
участие в программах “Наурыз” и “Наурыз жумыскер”.
Как будет осуществляться распределение господдержки:
При распределении арендного жилья или предоставлении льготных кредитов на покупку социального жилья, приоритет будет отдан дате постановки на учет. При этом не менее 70% жилья будет выделяться гражданам, имеющим первоочередное право, а именно:
-
ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, ветеранам боевых действий на территории других государств;
-
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
-
многодетным матерям и семьям;
-
семьям, воспитывающим детей с инвалидностью;
-
лицам с инвалидностью I и II групп;
-
вдовам и вдовцам.
Что произойдет с текущими базами нуждающихся:
Действующие базы данных, сформированные акиматами, будут переданы в Отбасы банк после 17 июня 2025 года. Этот срок обусловлен необходимостью завершения обработки заявлений, поступивших до 24 мая 2025 года.
Гражданам рекомендуется заранее проверить актуальность личных данных на портале egov.kz, включая удостоверение личности, сведения о семейном положении, составе семьи, наличии недвижимости и адресе регистрации. Также следует сверить информацию по ИИН в базе kezekte.kz и при необходимости внести корректировки через акиматы.
Важно также иметь действующую ЭЦП и зарегистрированный номер мобильного телефона в Базе мобильных граждан. Это необходимо для получения SMS и уведомлений от единого контакт-центра 1414.
Причины возможного отказа в постановке на учет:
-
наличие в течение последних 5 лет жилой недвижимости в собственности;
-
проживание в жилье, предоставленном из государственного жилищного фонда или арендованном местным исполнительным органом;
-
предоставление ложных сведений или документов;
-
получение и последующая приватизация жилья из государственного жилищного фонда;
-
наличие аварийного жилья в другом населенном пункте, отличном от места подачи заявки;
-
приобретение жилья с использованием ипотечных займов при государственной поддержке.