Зачастую граждане Казахстана жалуются, что мошенники используют популярный мессенджер WhatsApp для обмана и получения доступа к личным данным. Злоумышленники создают поддельные аккаунты известных людей, от имени которых просят деньги в долг или предлагают проголосовать за родственников, чтобы завладеть персональной информацией и использовать ее в мошеннических схемах.
На брифинге в Правительстве министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Жаслан Мадиев объяснил, что большинство случаев, которые граждане воспринимают как взлом, на самом деле являются подменой номеров и имени.
«Я ни разу не сталкивался с реальным взломом аккаунта. В большинстве случаев мошенники регистрируют новый аккаунт, используя мое имя, номер телефона, не связанный со мной, и фотографию — либо мою, либо ту, что у меня на аватаре. Тем самым создавая иллюзию, что номер принадлежит мне. Однако это не взлом. Сейчас можно зарегистрировать любое имя на любую сим-карту и поставить любую фотографию. Но это не означает, что мы ничего не делаем. Очень часто такие мошеннические схемы часто связаны с финансовыми вопросами, например, оформлением банковских кредитов или попытками запросить деньги», - рассказал министр.
Также он рассказал о том, как работают антифрод-системы мобильных операторов и Национального банка, а также о запуске единого колл-центра для борьбы с мошенничеством.
«Мы вместе с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка, телеком-операторами и мобильными операторами создали рабочую группу. Разработали новые регуляторные нормы, внесли изменения в законодательство, а также запустили единый колл-центр для подобных случаев. Кроме того, мы интегрируем антифрод-центры мобильных операторов с антифрод-центром Национального банка. Алгоритм следующий: если поступает подозрительное сообщение, необходимо позвонить в колл-центр по номеру 116. Система автоматически определяет вашего оператора связи — Beeline, Tele2, Kcell — и передает инцидент в антифрод-центр. Там заполняют карточку инцидента, подключают соответствующие службы для анализа ситуации и блокировки номера. Эти механизмы уже апробированы, сейчас дорабатываются законодательные нормы и подзаконные акты. Системное решение таких случаев будет реализовано именно так. Важно разделять реальный взлом аккаунта и подмену номера», поделился Жаслан Мадиев.
Министр подчеркнул, что для предотвращения кибермошенничества важно проводить активное информирование населения.
«Вопрос информированности граждан требует усиления. Необходимо проводить информационную кампанию через соцсети, видеоролики, новостные службы, а также с помощью Министерства культуры и информации. Основная задача — максимально распространять обучающие материалы. Я призываю коллег делать это на казахском, русском и английском языках», - сказал он.
Мадиев привел пример работы платформы Meta, которая самостоятельно борется с подозрительными аккаунтами.
«Сами платформы заинтересованы в том, чтобы предотвратить мошеннические случаи. Они постоянно совершенствуют технологии искусственного интеллекта. Например, платформа Meta только за один квартал самостоятельно заблокировала 1,2 миллиарда подозрительных аккаунтов без жалоб со стороны пользователей. У Meta также есть функция подачи жалобы. Если пользователь отправляет жалобу, платформа получает доступ к последним пяти сообщениям для проверки их содержания», - рассказал Жаслан Мадиев.
У министра Жаслана Мадиева также поинтересовались о недавнем случае, связанном с министром культуры и информации Аидой Балаевой. Журналисты напомнили, что в своих социальных сетях Аида Балаева сообщила о попытке мошенников выдать себя за нее.
«Если произошел взлом WhatsApp, это отдельный случай, который требует анализа. Например, в ситуации с Аидой Галымовной, насколько я видел информацию в соцсетях, использовался дипфейк. Подобные инциденты сейчас происходят по всему миру», - пояснил Мадиев.
В заключении Жаслан Мадиев сообщил о разработке законопроекта, который будет регулировать использование искусственного интеллекта в Казахстане.
«Мы работаем над законопроектом об искусственном интеллекте, который помимо терминологии включает вопросы этических стандартов и маркировки продуктов на базе ИИ. Наша цель — не перерегулировать эту сферу, чтобы технологии могли развиваться, но при этом обеспечить безопасность граждан», - подытожил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК.