RSS лента

40 млрд тенге потерь: итоги аудита автодорожной отрасли представили в Мажилисе

  • 12.06.2024, 11:44,
  • 281
  • 0
  • Автор: VPak
Автор фото: Telegram-канал Высшей аудиторской палаты РК

Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов выступил на пленарном заседании Мажилиса Парламента с докладом об итогах аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспортной отрасли, передает Turantimes.kz.

Аудит проведен на 23 объектах с охватом 3 трлн тенге.  По результатам выявлены финансовые нарушения на 29 млрд тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств на 168 млрд тенге. Экономические потери и упущенная выгода составили 307 млрд тенге. 5 материалов переданы в правоохранительные органы. 117 материалов направлены для привлечения к административной ответственности.


В начале своего выступления председатель Высшей аудиторской палаты рассказал о проблемах железнодорожной отрасли страны. Итоги проведенного аудита в данной отрасли привели в тревожным выводам.


Однако результаты аудита автодорожной отрасли, согласно докладу Смаилова, оказались не менее тревожные. Выявлены существенные системные недостатки, требующие незамедлительных решений.


Всего за последние 4 года на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог выделено порядка 1,9 трлн тенге. По данным аудита, доля автодорог республиканского значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, составляет всего 72%.


"Ключевым фактором, способствующим разрушению дорог, является проезд тяжеловесных транспортных средств, с нарушением разрешенной массы. Эта проблема существует и никак не решается долгие годы по причине лоббирования интересов отдельных участников перевозочного процесса и отсутствия принципиальной позиции государственных органов. Некорректно фиксируются нарушения, установленные автоматизированными станциями измерений. Нужен категорический запрет на проезд большегрузов по дорогам общего пользования. И ужесточение ответственности за причиняемый ущерб государству", - сказал Смаилов.


Более того, ухудшению состояния дорог способствует реализация проектов по среднему ремонту дорог, не требующих разработки проектно-сметной документации и проведения экспертизы. Установлено низкое качество управления проектами по международным займам под гарантию государства. Имеет место затягивание сроков их реализации. Это привело:

  • к потерям республиканского бюджета почти на 40 млрд тенге в виде выплаты вознаграждений за обслуживание оплаченных и неосвоенных авансов;
  • к удорожанию проектов на 294 млрд тенге;
  • к оплате АО «НК «КазАвтоЖол» 21 млрд тенге не подтвержденных понесенных затрат.


Также Смаилов отметил и то, что в стране не проводится оценка достигнутых эффектов от привлеченных средств под гарантию государства. Себестоимость реализуемых за счет таких средств проектов на предмет возможного удешевления не анализируется. К примеру, стоимость 1 км дорог за счет гарантированных займов дороже стоимости строительства за счет бюджетных средств в среднем в 3 раза.


Дефицит строительных материалов и их низкое качество, отражаются как на себестоимости строительства и ремонта дорог, так и на своевременности реализации проектов автодорожной отрасли. Проведение экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автодорог недостаточно эффективно.


"Сохраняется остаточный принцип финансирования работ по текущему содержанию дорог. За последние 4 года в среднем 67% от норматива. Также имеет место недоукомплектованность АО «НК «КазАвтоЖол» дорожно-эксплуатационной техникой, необходимой для содержания автодорог республиканского значения", - сказал Смаилов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Оставить комментарий
Последние новости
         
Все новости