Как сообщила Наталья Годунова, по поручению Главы государства из-за нештатных и даже чрезвычайных ситуаций, возникших в ряде регионов в отопительный сезон 2022-2023 года Высшей аудиторской палатой совместно с ревизионными комиссиями проведен государственный аудит эффективности управления в сфере теплоснабжения.
Аудит проводился в 47 учреждениях и 44 субъектах естественных монополий. Проверена эффективность использования 140 млрд тенге и 480 млрд активов. По результатам выявлены финансовые нарушения на 23 млрд тенге, неэффективное планирование бюджетных средств на 37 млрд тенге, экономические потери и упущенная выгода на 117 млрд тенге.
В целом на строительство, реконструкцию и ремонт объектов теплоснабжения в период с 2020 по 2022 годы было направлено 250 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета 84 млрд тенге.
Но несмотря на это, сохраняется высокая степень изношенности оборудований ТЭЦ (в среднем по стране 66%). Износ тепловых сетей составляет 54%. Из общего количества ТЭЦ - 76% со сроком службы в 50 лет, 24% - более 30 лет. Средний срок службы ТЭЦ по стране составляет 61 год.
По словам Натальи Годуновой, ежегодно растет количество аварийных остановок на объектах теплоснабжения. Только в 2021 году по сравнению с 2020 годом их число возросло на 22%. Наблюдается высокий уровень выбросов и потерь тепла.
Глава ВАП подробно остановилась на системных проблемах отрасли:
- Нескоординированность планов действий центральных и местных государственных органов и отсутствие системного подхода в развитии теплоэнергетики. Госрегулирование отрасли осуществляется несколькими госорганами: министерствами энергетики, национальной экономики, индустрии и инфраструктурного развития, а также акиматами.
- При подготовке к отопительному сезону отмечается отсутствие должной системы энергетического контроля, как со стороны центральных, так и со стороны местных исполнительных органов. Отдельные контрольные функции, переданные на региональный уровень, не используются в полной мере. Так, в некоторых регионах, ряд субъектов естественных монополии не проходили обязательную паспортизацию готовности к отопительному периоду. Наиболее высокая доля отсутствия паспортов готовности выявлены Атырауской области (53% ), Павлодарской, Акмолинской областях и области Абай от 18% до 30%. При этом местные исполнительные органы не принимали меры административного реагирования к субъектам, не прошедшим паспортизацию. Более того, все эти объекты работали в зимний период. Наталья Годунова предложила рассмотреть в КоАП ответственность должностных лиц не ниже заместителей акимов и первых руководителей энергообъектов за срыв подготовки к отопительному сезону и допущенные нарушения в ходе его прохождения.
- Несовершенство тарифного регулирования в том числе в части реализации инвестиционных программ.
- Непрозрачность закупок, осуществляемых частными субъектами естественных монополий.
- Некачественное проектирование и реализация инвестиционных проектов. К примеру, проект по строительству ТЭЦ-3 в городе Астане, который реализуется с 2011 года и на момент аудита подтверждено выполнение работы всего на 64%, вместо заявленных акиматом 83%. При этом отмечается удорожание проекта более, чем на 40%. В городе Аркалык Костанайской области заказчиком, отделом ЖКХ приняты 2 проекта: по реконструкции системы теплоснабжения города до 2030 года и реконструкции аркалыкской ТЭЦ в части замены турбоагрегата станции №2 мощностью 2,5 мегаватта на общую сумму 7,4 млрд тенге при их неполной готовности. В результате аркалыкская ТЭЦ введена в эксплуатацию только на бумаге. Не соблюдаются сроки продолжительности строительства определенной в заключении государственной экспертизы.
- Наблюдается резкий отток квалифицированных кадров смежной отрасли.