Казахстан вошёл в число стран, пострадавших от интенсивных лесных пожаров весной и в начале лета этого года. Площадь охваченной огнём земли достигла исторических масштабов, горели и продолжают гореть реликтовые леса на трёх материках планеты. Настоящим национальным бедствием стал пожар в Канаде, который не могут потушить несколько недель. Там выгорело уже больше 4,4 млн га леса, а ядовитым дымом затянуло крупные американские города. В России огнём было охвачено более 1 млн га. Горело на Дальнем Востоке и на Урале, в Сибири и Башкортостане. Судя по сводкам ФБУ «Авиалесохрана», война с огнём ещё не закончена.
По площади лесных пожаров, произошедших с начала года, Казахстан стоит на четвёртом месте после Канады, России и Чили. В нашей стране огнём уничтожен лес на общей площади около 84 тыс. га. Не исключено, что эта цифра может увеличиться, так как она включает в себя площадь ещё не локализованного пожара в Абайской области (по предварительным данным она составляет 60 тыс. га).
Казахстан — не единственная страна, где лесные пожары привели к человеческим жертвам. По сообщениям зарубежных СМИ, в населённых пунктах Чили из-за пожаров погибли 24 человека, в России — 23. Казахстанская трагедия, одномоментно унёсшая жизни 14 человек, была следствием не только природной стихии, но и «преступной халатности исполнительных органов», как сказал президент Токаев.
За последние три года количество природных пожаров в Казахстане выросло на 32,6%. По данным МЧС РК, в первом году пандемии, 2020-м, их было 700, по итогам прошлого года — уже 928. Площадь лесов и степей, охваченных огнём, в 2022-м была огромной: более 104 тыс. га. Ущерб от таких ЧС природного характера в прошлом году превысил 20,6 млрд тг.
По информации, озвученной вице-министром по чрезвычайным ситуациям РК Маратом Кульдиковым 29 мая на брифинге в Службе центральных коммуникаций, с начала пожароопасного сезона в 2023 году было зарегистрировано уже 146 лесных пожаров площадью 23,9 тыс. га. С учётом масштабного возгорания в природном резервате «Семей орманы», выжженая земля вместо зелени теперь занимает территорию около 84 тыс. га. По данным на 13 июня, пожар ещё не потушен, поэтому окончательные площадь и ущерб не посчитаны.
Зато уже озвучены причины, которые привели к гибели 14 сотрудников лесхоза «Семей орманы». Одна из причин — ошибка при прогнозировании и оценке масштаба пожара, об этом сказал президент страны Касым-Жомарт Токаев на встрече с семьями погибших. Также он упомянул о халатности и непрофессионализме со стороны местных исполнительных органов. «Случился пожар, нужно было немедленно приступать к его тушению. Но не бросать лесничих, у которых нет ни техники, никаких средств», — отметил глава государства. 13 июня в Telegram-канале МВД РК было опубликовано сообщение ещё об одном погибшем — трактористе Сергее Архипове, который выехал на своём тракторе для тушения пожара ещё 10 июня, и с тех пор связь с ним была потеряна. Его тело было обнаружено 13 июня в лесополосе; по предварительной оценке полицейских, версия гибели при тушении пожара исключается.
О проблеме хронического недооснащения учреждений лесного хозяйства, пожарных частей, других подразделений МЧС, отвечающих за предупреждение и тушение пожаров, уже не раз в СМИ говорили руководители и региональных подразделений, и комитета лесного хозяйства Министерства экологии и природных ресурсов РК (МЭПР). По данным МЧС, в организациях гражданской обороны министерства имеется 3,9 тыс. единиц автотехники (это всего 66,8% от потребности). Из них 500 машин произведены ещё в 70–90-х годах прошлого столетия и давно подлежат списанию. За 2017–2022 годы куплено лишь 305 «пожарок». В лесничествах оснащённость техникой и оборудованием составляет всего 66,3%. Например, по нормам в лесхозах должно быть 262 пожарные машины, а по факту их всего 166. Более того, 124 из них (74,7%) уже давно отработали свой срок. Также нужно списывать 35% всех патрульных машин и 38,4% тракторов, принадлежащих лесным хозяйствам. Именно по этой причине — из-за неработающей техники — один из сотрудников лесхоза, 30-летний Алексей Губаев поехал на пожар в лес на своей машине. Служебное авто было попросту сломано, а в лесхозе не было запчастей для ремонта, сообщила на встрече с президентом вдова Алексея Татьяна Будюк.
Проблема в случае с конкретно этими погибшими лесничими — отсутствие специальных средств защиты и исправно работающих раций, — как оказалась, далеко не частная. По информации профильного министерства, уровень оснащённости служб гражданской обороны оборудованием и снаряжением составляет 41,4% от нормы. Не хватает и раций, и ранцевых опрыскивателей, не говоря уже о цифровых помощниках — роботах, дронах и т. д.
Впрочем, проблемы с материальным оснащением существуют не только в лесхозах, но и во многих других службах, отвечающих за предупреждение и тушение природных пожаров. Например, авиаподразделениям МЧС и комитета лесной охраны не хватает вертолётов, а медико-спасательному транспорту — медицинского оборудования. В 33 из 44 единиц специального медтранспорта нет нужных приборов. Поэтому, если даже реанимобиль вовремя приедет на место ЧП, не факт, что медики смогут оказать неотложную помощь без спецоборудования.
Ещё одна большая брешь в системе гражданской обороны — крайне низкие зарплаты у пожарных-спасателей и работников лесхозов. По данным МЧС РК, минимальный уровень у первых — от 108 тыс. тг, у вторых — от 60 тыс. до 100 тыс. тг. Поэтому в секторе большая кадровая текучка. В 2021 году уволились 700 работников, за первое полугодие 2022-го — 770 человек. К слову, Алексей Губаев из-за многочисленных проблем в лесничестве накануне гибели написал заявление об увольнении, только бумагу почему-то не подписал руководитель, и 30-летний лесничий вынужден был выйти на работу, где и погиб.
Все эти проблемы озвучивали и раньше. Можно сказать, что они были услышаны в правительстве. После масштабных лесных пожаров 2022 года в Костанайской области в марте этого года был разработан Комплексный план первоочередных мер в сфере гражданской защиты на 2023–2027 годы. Правда, финансирование для решения проблем, которые копились в отрасли гражданской защиты много лет, теперь растянули ещё на четыре года. И, как показала трагедия «Семей орманы», с этим планом чиновники уже сильно опоздали.
План предусматривает финансирование по большинству озвученных проблемных вопросов — от покупки спецтранспорта и авиатехники до повышения зарплат на 10%–70%. Общая сумма на четыре года — 1,4 трлн тг. Большая часть средств (86,2%) должна быть выделена из республиканского бюджета. На этот год предусмотрено 204,5 млрд тг, на следующий — уже 414,7 млрд тг.