RSS лента

Как развивалось информационное пространство Казахстана

  • 10.10.2022, 17:10,
  • 1 661
  • 0
  • Автор:
Автор фото: Almaty.tv

Редакция Turan Times собрала материал об этапах развития СМИ в Казахстане со дня приобретения независимости.

По состоянию на сентябрь в Казахстане зарегистрировано 5283 СМИ, из которых 3715 составляют периодические печатные издания, 191– телеканалы, 84 – радио, 1017–информационные агентства и сетевые издания. (567-ИА, 450- СИ). (Отечественные СМИ – 5007, Иностранные СМИ – 276). Наиболее многочисленной группой остаются печатные – 3715 от общего количества зарегистрированных СМИ, из них газет – 2184 и журналов – 1531.


В последние годы для поддержки отечественных СМИ и развития информационной сферы Казахстана в стране принимаются различные меры, в том числе значимые изменения в законодательстве. Важным шагом к повышению прав журналистов стала декриминализация Закона о клевете. Президент подписал закон о декриминализации 27 июня 2020 года, отменив уголовное наказание за клевету. Согласно закону, статья 130 УК РК перешла из уголовного в административный кодекс.


Весной 2022 года в своем Послании народу Казахстана Глава государства поручил пересмотреть Закон о СМИ с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы. Особое внимание было уделено созданию открытого информационного пространства, востребованных и сильных медиа. В этой связи Правительством была организована работа на высшем уровне с учетом мнения журналистов. Как отметили в МИОР, в законе меняется то, что необходимо для государства, для общества и журналистского сообщества и для плодотворного развития современной медиасферы на сегодняшний день.


В целом же казахстанское информационное пространство, начиная с момента приобретения страной независимости, строилось на несколько важных этапах своего развития.


Первый этап – постсоветский, до 1992 года, с преимущественной государственной монополией на средства массовой информации, когда практически не существовало независимых СМИ.


Второй этап – становления и роста – 1992-1996 годы, характеризующийся постепенным уменьшением влияния государства на СМИ, а также бурным развитием негосударственных СМИ.


Третий этап – 1996-1997 годы, либеральный, характеризующийся качественными и количественными изменениями на рынке масс-медиа, массовой приватизацией и разгосударствлением бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики.


На данном этапе информационный рынок вступил в период стабильного роста, чему способствовали экономическая поддержка СМИ и принятие мер по повышению конкурентоспособности отечественного медиа-рынка. С 2001 по 2004 годы периодические издания были освобождены от НДС, для теле- и радиокомпаний действовала «нулевая ставка» НДС на собственную продукцию. С 2002 года годовые платы за использование радиочастот были отменены, для компании-лицензиаров предусмотрен сбор только при первоначальной выдаче разрешения на номинал РЧС. С целью обеспечения прозрачности процесса получения частот для теле-, радиовещания, в конкурсную комиссию по предоставлению права использования радиочастот включены депутаты Парламента, представители неправительственных организаций.


Четвертый этап – «холдингирование» или «политизация» информационного рынка. С 2008 года на информационном рынке Казахстана по инициативе отдельных крупных финансово-промышленных и политических групп начался процесс слияния различных медийных компаний. Следует отметить, что данный процесс способствовал вытеснению с рынка слабых СМИ и формированию ряда достаточно крепких и конкурентоспособных медиа-холдингов. Создание подобных медиа-корпораций является одним из значительных достижений, проводимых в Казахстане социально-экономических и демократических реформ.


Далее произошло стремительное развитие качества СМИ. В Казахстане началась повсеместная установка радиопередатчиков. Благодаря только данной работе за последние годы, свыше 400 сел приграничных территорий Туркестанской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областей, где проживает более 630 тысяч человек, получили возможность слушать передачи отечественных радиоканалов. Также в рамках реализации поручений Президента по идеологическому наполнению информационного контента, активные меры начали предпринимать и отечественные телеканалы. В частности, началась работа по производству сериальной продукции исторической направленности, что позволило увеличить долю данной тематики на 30%.


Необходимо отметить и проводимую работу по укреплению нормативно-правовой основы СМИ за последние 2 года. К примеру, помимо вышеупомянутых изменений, Закон от 30 декабря 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации». В этих поправках было уделено внимание созданию условий для повышения эффективности госинформзаказа, а также коммерческих возможностей СМИ. Закон позволил регулировать и формировать единую информационную политику по стране с помощью комплексного подхода. Тематические линии контролируются республиканской комиссией и формируются при взаимодействии республиканской и региональных комиссий. А это в свою очередь позволило полноценно и широко информировать население о деятельности государственных органов, о тех преференциях и поддержке, которое должно получить население.


На сегодня МИОР по-прежнему предстоит большая работа по дальнейшему развитию качества информационной работы государства, конкурентоспособности отечественных СМИ на долгосрочную перспективу. Предстоит запуск ряда крупных проектов в данной сфере, в том числе и на международной арене.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Оставить комментарий
Последние новости
         
Все новости