За два месяца в стране произвели 14,3 тыс. автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов — почти на 10% больше, чем годом ранее. Непосредственно легковых автомобилей среди них — 12,4 тыс., плюс 7,2% за год.


В целом же по итогам прошлого года выпуск в секторе составил сразу 93,5 тыс. единиц техники, плюс 20,8% за год — новый рекорд казахстанского автопрома. Непосредственно легковых автомобилей было произведено 80,7 тыс. — сразу плюс 24,5% за год.


 

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), более 60 тыс. автотранспортных средств — в полтора раза больше, чем годом ранее — было произведено на костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром». Это 64,2% от РК.


Ещё 26,7 тыс. автомобилей и лёгкой коммерческой техники сошло с мощностей автопроизводителей в Алматы, 4,3 тыс. единиц техники произведено в ВКО, 1,6 тыс. — в Акмолинской области. На карте ниже представлены ключевые производства автопрома Казахстана.


Экспортные поставки казахстанских автомобилей выросли на 49% по итогам 2021 года и составили 12,1 тыс. Основные экспортные направления — Россия, Узбекистан и Беларусь.


В свою очередь, в самой республике казахстанцы в 2021 году приобрели 117,6 тыс. новых автомобилей — на 25,9% больше, чем годом ранее (было 93,4 тыс.). Два из трёх проданных в РК автомобилей произведены в РК: за весь прошлый год дилеры реализовали 73,2 тыс. отечественных автомобилей и лёгкой коммерческой техники — на 9,5% больше, чем в 2020 году (было 66,8 тыс.).


 

Есть на авторынке Казахстана и любопытные новости. В феврале текущего год первый заместитель премьер-министра Роман Скляр сообщил о снижении ставок на утильсбор на все виды автомобильного транспорта и производимой сельхозтехники на 50%. А уже в марте новую методику расчёта утилизационного платежа вынесло на обсуждение Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК.


Заметим: министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев уверен, что за счёт высокой доли продаж казахстанских автомобилей изменение утильсбора не повлияет на цену продаваемых авто, разве что прибыли дилеров будут выше. В то же время некоторые официальные дилеры утверждают, что цены снизятся ровно на сумму понижения утильсбора.


Впрочем, в сложившейся ситуации это мало поможет: учитывая текущий курс валют, стоимость импортных авто вырастет настолько, что новые цены едва ли порадуют казахстанцев. Так, к примеру, 16 марта курс доллара достигал 512,2 тенге, против 431,8 тенге в первый день года, евро — 563,6 тенге, против 489,1 тенге на 1 января.


Есть и ещё одна не слишком оптимистичная новость. Уже в прошлом году близкий к нам географически российский автопром не справлялся с дефицитом даже на авторынке РФ, о чём писали и мы, и российские издания. В текущем же году, из-за беспрецедентных санкций, наложенных мировым сообществом на Россию, автопром РФ уже сократил мощности вполовину и грозит полностью остановить производство в связи с отсутствием компонентов.


В таких условиях самый доступный вариант для казахстанцев стать-таки автовладельцами — отечественные автомобили. Остаётся надеяться, что государство готово достойно поддерживать и производственный сектор, и казахстанских покупателей отечественных «железных коней».