За последние три года рынок платёжных карт и безналичных платежей буквально шагнул в будущее, перескочив не пару ступеней, а минимум целый пролет. Если ранее платёжные карточки использовались казахстанцами исключительно для снятия денежных средств — преимущественно зарплаты, — то сейчас незаменимый «пластик» стал основным способом оплаты товаров и услуг как офлайн, так и в онлайн-формате.
По данным Finprom.kz, по итогам 2021 года объём безналичных платежей в РК достиг колоссальных 73,1 трлн тенге, увеличившись более чем вдвое за год. При этом ещё в 2015 и 2016 годах показатель составлял всего 1 трлн и 1,6 трлн тенге соответственно. Количество безналичных транзакций, в свою очередь, за пять лет выросло в 52 раза — со 121 млн до 6,3 млрд транзакций.
На быстрорастущем рынке ожидаемо активизировались мошенники. Количество зарегистрированных в секторе уголовных правонарушений за последние два года многократно превосходит показатели прошлых лет. Так, за 2021 и 2020 годы количество уголовных правонарушений в сфере мошенничества с использованием платёжных карт составило 353 и 468 случаев соответственно, в то время как в 2018 и 2019 годах было зарегистрировано всего 66 и 33 случая.
Кроме того, в целом в РК по итогам 2021 года было зарегистрировано 26,7 тыс. кибератак — на 11,2% больше по сравнению с предыдущим годом. Наиболее распространённые — вредоносное программное обеспечение, ботнеты, фишинг и прочие. С помощью кибератак злоумышленники выманивают и крадут данные либо вынуждают людей обманным способом эти данные раскрыть.
При этом использование платёжных карт априори является более безопасным и удобным способом осуществления платежей, чем наличный оборот.
Если быть внимательными и следовать правилам использования платёжных карт, у злоумышленников не будет возможности получить доступ к данным и средствам пользователей. Кроме того, большинство платёжных карт в РК являются картами международных платёжных систем, которые уделяют безопасности огромное внимание. К примеру, в системе Mastercard применяют сложные технологии, позволяющие отслеживать и пресекать действия мошенников на всех этапах покупки — вплоть до момента, когда потребитель решит совершить платёж. В частности, запоминаются смартфоны клиентов, чтобы никто не смог произвести оплату с другого устройства, используя данные потребителя.
Платёжная система использует и несколько дополнительных сервисов для безопасной покупки онлайн. Например, Masterpass — это глобальная платформа для электронных кошельков и онлайн-магазинов, которая упрощает и ускоряет процесс покупки при помощи любого устройства, подключенного к интернету. Она позволяет хранить все платёжные и адресные данные клиента на удалённом безопасном сервере. Потребителю не приходится каждый раз вводить личную информацию на сайтах или сохранять её в разных приложениях. Это значительно снижает риски, связанные с передачей данных покупателей.
Также при оплате покупок на сайтах, использующих технологию 3D-Secure, потребитель переходит на страницу своего банка, где ему предлагается ввести код подтверждения. Банк направляет пароль по SMS или через мобильное приложение, чтобы подтвердить совершение оплаты. Этот код недоступен продавцу и может быть использован только для одной транзакции.