Недавно Аймагамбетов встретился с новым ректором Назарбаев Университета и выразил свои наблюдения. Он отметил, что текущее руководство уделяет большое внимание рейтингам. Однако, когда университет стремится исключительно к высоким позициям в рейтингах, фокус неизбежно смещается. Хотя международное признание престижно, в образовании важны иные показатели. Результаты, которые видны сегодня, были заложены 5–6 лет назад.
Аймагамбетов подчеркнул, что успехи Школы образования являются заслугой команды, работавшей годами, системности и преемственности. Он отметил, что руководитель этой школы — единственный гражданин Казахстана в руководстве вуза. Возможно, поэтому Школа тесно сотрудничает с местными организациями и хорошо понимает местный контекст.
Депутат выразил обеспокоенность отсутствием казахстанских ученых в академическом составе университета. С момента основания вуза прошло более 15 лет, и, по его мнению, было бы логично увидеть постепенное включение казахстанских специалистов в академическую среду. Хотя доля зарубежных профессоров и руководителей должна сохраняться, необходимо создавать возможности и для казахстанских ученых и управленцев, обеспечивая баланс.
К сожалению, как отметил Аймагамбетов, казахстанские сотрудники в основном заняты в административных подразделениях, выполняя вспомогательные функции. Он подчеркнул, что все расходы университета покрываются за счет государственного бюджета. При этом в стране есть сильные специалисты с образованием и опытом работы в ведущих мировых университетах, таких как Лига плюща, Оксфорд и MIT. Однако они не становятся частью академического ядра Назарбаев Университета, поскольку система не создает для них возможностей.
Аймагамбетов отметил, что только один декан является гражданином Казахстана, и нет ни одного провоста или другого декана из числа казахстанцев.
По его мнению, настоящее качество образования — это не только красивые отчеты и рейтинги. Университет — это, прежде всего, люди, которые создают его силу и репутацию. Назарбаев Университет — уникальная площадка, но для того чтобы стать неотъемлемой частью экосистемы страны, ему следует отказаться от модели закрытого клуба и активнее привлекать казахстанских ученых и управленцев. Также важно более активно передавать свой опыт, сотрудничать с казахстанскими школами и вузами.
Аймагамбетов привел в пример страны Персидского залива, где многолетние и многомиллиардные инвестиции в иностранные вузы не дают ожидаемого эффекта без системного развития потенциала и распространения опыта в местные образовательные организации. Такие институты важны не только сами по себе, но и как площадка для подготовки казахстанских управленцев и ученых, которые затем смогут масштабировать этот опыт в других вузах страны и развивать сам Назарбаев Университет.
Он подчеркнул, что в Казахстане есть блестящие менеджеры высшего образования и ученые, но они не находят пространства для реализации своих идей и реального вклада. Если эту проблему не решать, Назарбаев Университет останется важным и полезным, но несколько изолированным проектом, не оказывающим полного влияния на развитие всей системы образования.