- Президент Александр Лукашенко нередко пользуется острыми высказываниями в адрес различных государств. Казахстан в подобных речах белорусского лидера тоже звучал. Чем объясняются такие слова главы Беларуси о казахстанской политике? Какую цель преследуют неоднозначные заявления Президента РБ?
- В первую очередь нужно исходить из феномена самой личности Александра Лукашенко. Дело в том, что он очень противоречивый человек. Поэтому часто его одни заявления противоречат другим. Почему так? Потому, что он действует, исходя из сложившейся конъюнктуры. Если, например, Россия его чем-то обидела, он начинает высказывать с точки зрения национальных интересов Беларуси. Если Россия, скажем, помогла чем-то (прим. – Беларуси), то Лукашенко выражает благодарность верностью лично Путину.
Обратите внимание на его слова. Тут одно другому противоречит. Он говорит: «От России хотят чего-то взять, а взамен ничего не дать». И дальше он продолжает: «Я не в упрек говорю. И это не "отдать долг"».
В адрес Казахстана были высказывания, потому что Беларусь оказалась, так скажем, в мировой изоляции. Здесь много, что можно сказать о том, какие причины толкнули его на это (прим. – заявления в адрес Казахстана). Можно сказать, что он завидует Казахстану, можно сказать, что он оказался в такой ловушке, что не может оттуда просто выйти, поэтому он ищет разные пути, лишь бы свое зло на ком-нибудь вымести. И вот, одним из объектов на ком можно было свое зло вымести, оказался Казахстан.
- Претерпевают ли сегодня изменения политические отношения между Казахстаном и Беларусью? Отдаляются ли страны друг от друга?
- Здесь ситуация очень парадоксальная. Да, с одной стороны Казахстан и Беларусь имеют взаимовыгодное сотрудничество в области торговли, имеют членство в ОДКБ и в ЕАЭС, не говоря уже про СНГ. Но тем не менее у Казахстана и Беларуси сложились разные политические позиции относительно российско-украинского конфликта.
Но с другой стороны, надо сказать, что Беларусь из-за того, что она сейчас изолирована США и Европейскими странами, ищет себе поддержку в азиатском мире. Недавно Беларусь была принята в ШОС. Здесь, войдя в сообщество азиатских стран, Беларусь в то же время хочет сблизиться со всеми странами, и Казахстан не исключение.
- То есть можно сказать, что сейчас Беларусь ищет политических партнеров и поддержки среди государств Азии?
- Да. И если бы Беларусь последовательно вела свою политику, то такую поддержку прежде всего нашла бы в Казахстане. Но такие заявления Лукашенко (прим. – сказанные в интервью каналу «Россия») только отталкивают Казахстан от Беларуси.
- Как оцените реакцию казахстанской стороны на слова Лукашенко в интервью российскому телеканалу?
- Нелицеприятно высказался не какой-нибудь там вторичный чиновник, по типу того, что было в России, когда высказывались Федоров, Толстой (прим. – депутаты Евгений Федоров и Петр Толстой) в адрес Казахстана, а глава страны. Возможно, Президент Касым-Жомарт Токаев мог бы поговорить сам лично с Александром Лукашенко, но вследствие того, что он сейчас занят, находясь в Таджикистане, это дело пытается наладить Глава внешнеполитического ведомства Казахстана Мурат Нуртлеу. Он вызвал к себе Посла Беларуси Павла Утюпина и высказал ему в деликатной дипломатической форме недовольство РК. Конечно, как бы мягко не пытался сказать глава Беларуси, мы, простые граждане, воспринимаем это (прим. – заявления Лукашенко о Казахстане в интервью каналу «Россия») как оскорбление нашей страны. Глава МИД РК в разговоре с Послом Беларуси подчеркнул, что позиция Казахстана является твердой. Казахстан проводит внешнюю политику в соответствие с международным правом, стоит на многовекторности, и любые разногласия нужно решать дипломатическими путями.
- Поговорим об ОДКБ. Белорусский лидер еще в январе 2022 года заявлял, что всю операцию по переброске миротворческих сил ОДКБ в Казахстан в период беспорядков, «вплоть до деталей» продумывали два Президента: Путин и Лукашенко. В этот раз глава белорусской Республики вновь отметил, что Казахстан в ходе январских событий обратился за помощью к Беларуси и России. Насколько объективны данные заявления Президента Беларуси? Можно ли приравнять обращение в ОДКБ к просьбе о помощи у Беларуси и России?
- Тут Лукашенко игнорирует саму структуру ОДКБ. Дело в том, что если обращаются к Беларуси и России, то здесь равным образом идет обращение и к Кыргызстану, и Таджикистану, и Армении тоже. Поэтому в 2022 году Казахстан официально обратился к ОДКБ, к председателю ОДКБ, а не к Президенту России. Да, то, что главную партию в ОДКБ играет Россия - это бесспорно, но тем не менее, Казахстан сделал все так, как этого требует сама политическая структура ОДКБ.