- В ходе предстоящей встречи ожидается принятие стратегии развития региональной кооперации "Центральная Азия - 2040". Что представляет собой этот документ? По вашему мнению, может ли он действительно стать эффективным политическим планом, или, вероятнее, превратится в очередной рекомендательный документ, обращаться к которому в скором времени страны ЦА перестанут?
- Стратегия развития региональной кооперации «Центральная Азия – 2040» представляет собой долгосрочный план, направленный на укрепление сотрудничества и интеграции между странами Центральной Азии. Данный документ призван определить ключевые направления и приоритеты развития региона на ближайшие десятилетия.
В экономическом плане предусматривается развитие торговых и инвестиционных связей между странами региона, совместные инфраструктурные проекты в транспортной, энергетической и коммуникационной сферах, а также создание благоприятных условий для бизнеса и инвестиций, устранение торговых барьеров.
В контексте социально-экономического развития предполагается улучшение качества жизни населения за счет совместных программ в области образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также развитие человеческого капитала через обмен опытом и знаниями, повышение квалификации и профессионального образования.
В сфере безопасности оговариваются совместные усилия по борьбе с терроризмом, экстремизмом и транснациональными угрозами. Также имеются устремления на укрепление региональной безопасности через координацию действий правоохранительных органов и специальных служб.
Успех стратегии во многом зависит от наличия политической воли и готовности стран региона к долгосрочному сотрудничеству и реализации совместных проектов. Важной составляющей является способность лидеров стран региона находить компромиссы и учитывать интересы всех участников. Создание эффективных институциональных механизмов координации и мониторинга выполнения стратегии является ключевым фактором ее успеха. Немаловажным также является обеспечение достаточного финансирования для реализации крупных инфраструктурных и социальных проектов, в том числе за счет привлечения международных фондов и инвесторов. При этом, без надлежащего мониторинга и отчетности стратегия может остаться на бумаге, не переходя в практическую плоскость.
- Можно ли сказать, что страны Центральной Азии в последние годы стремятся выступать в качестве единого игрока на международной арене? (Вспомнить, к примеру, переговоры формата "ЦА-США", "ЦА-Европа", "ЦА-Россия" и т.д.).
- В последние годы действительно можно наблюдать тенденцию к усилению координации и взаимодействия стран Центральной Азии на международной арене. Эти страны все чаще выступают как единый региональный блок в различных форматах переговоров и диалогов, особенно в формате «ЦА+1».
Встречи в формате «ЦА - США» проходят регулярно и страны региона обсуждают с американскими партнерами преимущественно вопросы экономического сотрудничества, безопасности и устойчивого развития. С ЕС обговариваются тематики торговли, инвестиций, транспорта и прав человека. «ЦА-РФ» акцентирует внимание на сферах экономики, безопасности и культуры.
Это обусловлено тем, что, с одной стороны, крупным державам и партнерам удобнее решать текущие вопросы со всеми вместе для недопущения домыслов и опасений у остальных стран региона, а с другой стороны, страны региона могут выступать единым актором и быстро искать компромиссы для получения благ в общих интересах. При этом, страны ЦА в определенной степени взаимозависимы в экономическом плане, особенно в вопросах торговли, энергетики и транспорта. Они имеют общие вызовы безопасности, такие как терроризм, экстремизм и наркотрафик, которые требуют совместных усилий и координации действий. Также страны региона сталкиваются с общими экологическими рисками, включая проблемы Арала, трансграничные реки и другие аспекты. К тому же, с учетом их членства в различных организациях (СНГ, ОДКБ, ШОС и др.) они имеют налаженные механизмы координации, что упрощает процессы принятия решений с третьими странами.
Тем не менее нужно помнить, что у каждой страны, включая государства Центральной Азии имеются собственные национальные интересы и приоритеты, которые не всегда совпадают с соседними странами. К тому же интересы внешних игроков (Китай, Россия, США, ЕС), также разнятся от страны к стране и не всегда могут быть озвучены в формате «ЦА+1».
- Довольно часто в политическом сообществе всплывают разговоры о том, могут ли страны Центральной Азии создать политическое объединение по типу ЕС, или, как минимум, экономическое объединение на примере АСЕАН. Может ли подписание стратегии "Центральная Азия - 2040" стать первым шагом на пути создания подобного объединения? Заинтересованы ли страны ЦА в подобном союзе, и имеет ли он смысл?
- Создание политического или экономического объединения стран Центральной Азии по типу ЕС или АСЕАН является интересной и амбициозной идеей, которая периодически обсуждается в политическом и научном сообществе. Подписание стратегии «Центральная Азия – 2040» может стать важным шагом на пути к такому объединению, но для этого необходимо учитывать несколько ключевых факторов и условий.
В странах Центральной Азии существует множество общих интересов и проблем, таких как обеспечение безопасности, содействие экономическому прогрессу, эффективное управление водными ресурсами и борьба с изменением климата. Потенциал для экономического сотрудничества в этом регионе огромен, включая возможность осуществления совместных инфраструктурных проектов, развитие торговли и привлечение инвестиций. Создание экономического союза способно стимулировать рост и развитие региона. В этом могут способствовать общие исторические и культурные корни.
Для создания объединения необходима политическая воля лидеров стран региона. На данный момент наблюдается рост интереса к региональному сотрудничеству, что может способствовать развитию интеграционных процессов. Намерение подписать стратегию «Центральная Азия – 2040» свидетельствует о готовности стран региона к углублению сотрудничества.
Стоит отметить, что в предыдущие годы между лидерами стран региона имела место некая «борьба за лидерство» в регионе, особенно в период Ислама Каримова и Нурсултана Назарбаева. С тех пор страны Центральной Азии обычно проявляют настороженность в вопросах создания надгосударственных структур, имеющих потенциал создания рисков для суверенитета и независимости, ограничивая степень интеграции. Также нужно учитывать роль внешних игроков и их интересы в регионе, что требует баланса и в определенной степени усложняет процесс интеграции.