Глава государства отметил, что на текущем этапе стратегическое значение приобрел Транскаспийский международный транспортный маршрут. Токаев считает, что он способен значительно повысить уровень взаимодействия между регионами.
Президент сообщил, что с китайскими партнерами Казахстаном запущено строительство логистического терминала в городе Сиане. Ожидается, что данный порт станет важным хабом для отправки прямых контейнерных поездов через территорию Центральной Азии в Европу.
Также была достигнута договоренность о сопряжении Транскаспийского маршрута с китайской инициативой "Пояса и Пути". По оценкам Европейского банка реконструкции и развития, как отметил Президент, Транскаспийский маршрут еще более расширит свой потенциал с увеличением ежегодной пропускной способности до 250-300 тыс. контейнеров к 2030 году.
"Для достижения этих показателей мы ведем работу по внедрению цифровых решений и модернизации инфраструктуры. Подписана Дорожная карта по синхронному устранению "узких мест" и развитию Транскаспийского маршрута по территориям Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции.
Приглашаем европейских партнеров принять самое активное участие в развитии портов Каспийского моря, цифровизации их деятельности, а также совместном производстве транспортных судов и создании логистических складов. Дополнительные возможности для европейских экспортеров представляет развитие реверсного транзита грузов по Транскаспийскому маршрут", - сказал Токаев.
Кроме того, Глава государства подчеркнул, что Казахстан готов к совместной работе с европейскими партнерами по сопряжению Транскаспийского маршрута с Трансъевропейской транспортной сетью (TEN-T) и мега инициативой "Global Gateway". Он сообщил, что 19 мая текущего года Европейский банк представил исследование по устойчивым транспортным связям между Европой и Центральной Азией. В нем обозначено, что так называемая "Центральная транскаспийская сеть", проходящая через территорию Южного Казахстана, определена в качестве "наиболее устойчивого варианта". По предварительным оценкам, общие инфраструктурные потребности в инвестициях для значительного улучшения "Центральной транскаспийской сети" оцениваются в 18,5 млрд евро.
"Для сопряжения этих масштабных проектов предлагается разработать Стратегию развития транспортно-логистического сотрудничества между странами Центральной Азии и Европейского Союза", - сказал Токаев.