Напомним: на высоте пяти километров одна из боковых панелей, закрывавших аварийный люк авиалайнера, просто вылетела, что привело к декомпрессии. Судно совершило аварийную посадку, никто из пассажиров и экипажа не пострадал. Одной из версий произошедшего называют незакреплённые болты у панели, закрывавшей аварийный люк самолёта. После этого американские регулирующие органы приостановили эксплуатацию 171 самолёта этой модели в разных странах мира до окончания проверок. Как пишет Bloomberg, авиакомпании Alaska Air Group Inc. и United Airlines Holdings Inc. сообщают, что обнаружили на других самолётах Boeing 737 MAX 9 незакреплённые болты. Генеральный директор Boeing Company Дэйв Кэлхун в интервью изданию сказал, что «производитель должен признать свои недостатки, подчеркнув важность инцидента с безопасностью, который вновь ставит под сомнение качество его производства».
7 января, через два дня после инцидента, Авиационная администрация Казахстана (ААК) опубликовала сообщение о том, что самолёты Boeing 737 MAX 9, эксплуатируемые в Казахстане, немного другие — у них не аварийный люк, а аварийные двери выхода. Это разные вещи, поэтому на эксплуатацию казахстанских судов запрет не распространяется. Эксперты ААК остаются на связи с эксплуатирующей авиакомпанией, Boeing и Федеральным управлением гражданской авиации США для оценки необходимости принятия дальнейших мер. На момент публикации материала дополнительной информации о каких-либо дальнейших действиях по этой ситуации не поступало.
Редакция Energyprom.kz проанализировала, сколько самолётов Boeing насчитывается в РК и какова их доля в авиапарке страны. Судя по данным сервиса AirFleets.net, казахстанскими авиакомпаниями эксплуатируются 29 самолётов Boeing. Это 29,6% от общего количества воздушных судов. Из них 10 самолётов уже в возрасте от 23 до 37 лет. Большая же часть машин считаются относительно молодыми — до 10 лет.
Пятью самолётами модели Boeing 737 MAX 9 в Казахстане владеет авиакомпания SCAT Airlines. По информации AirFleets, возраст этих судов — от 9 месяцев до 2,5 года. Источник владеет информацией о том, что эти самолёты эксплуатировались авиакомпанией на международных туристических направлениях из Шымкента и Алматы на Пхукет и в Нячанг.
В рейтинге самых старых самолётов в Казахстане лидирует тоже Boeing, но другая модель — 757. По данным AirFleets.net на конец января текущего года, это воздушное судно принадлежит компании Kazakhstan Gvmt, ему 37,3 года. Можно отметить, что в мировом рейтинге авиакомпаний, эксплуатирующих именно такую модель самолётов, отечественная компания Gvmt занимает 44-е место из 47.
В список самых «возрастных» самолётов в нашей стране попали и три другие модели Boeing, которые используются компаниями SCAT Airlines и Sunday Airlines. Кроме того, в число долго летающих воздушных судов вошли четыре самолёта модели Fokker 70/100 компании Caspiy — им уже почти по 32 года.
В целом парк казахстанских компаний состоит из более «молодой» авиатехники. 26,5% всех воздушных судов (или 26 единиц из 98) были произведены менее 5 лет назад. Самолётов в возрасте от 5 до 10 лет в стране насчитывается 44, или 44,9% от всего авиапарка.
Основываясь на данных сервиса AirFleets.net, редакция также составила список авиакомпаний по среднему возрасту авиапарка. На первом месте как по количеству самолётов, так и по их «новизне» оказался крупнейший перевозчик страны, Air Astana. Средний возраст авиалайнеров компании — 4,8 года. Большая часть воздушных судов компании — модели Airbus A320 и Airbus A321. В конце января Air Astana дополнила свои ангары ещё одним приобретением — «нулёвым» Airbus A321.
Второе и третье места в рейтинге авиакомпаний с небольшой разницей заняли лоукостеры Qazaq Air и FlyArystan. Средний возраст их самолётов — 6,7 и 6,8 года соответственно. Перевозчик SCAT Airlines расположился на восьмой строчке списка с показателем 15,5 года. На эту усреднённую цифру повлияли «возрастные» Boeing 737, которым больше 29 лет.
По оценкам Авиационной администрации Казахстана, в настоящее время уровень соответствия авиации в нашей стране стандартам безопасности полётов Международной организации гражданской авиации составляет 82%. Об этом сообщает Комитет гражданской авиации Министерства транспорта РК. Это высокий показатель, соответствующий уровню европейских стран. Если сравнивать цифры за последние несколько лет, в 2020 году можно увидеть резкий скачок с 74% до 84%. Спустя год показатель незначительно снизился и с тех пор зафиксировался на уровне 82%.