Вице-министр искусственного интеллекта и цифрового развития Казахстана Досжан Мусалиев напомнил, что государство не вмешивается в ценообразование на рынке мобильной связи, поскольку тарифы регулируются конкуренцией между компаниями.
«Государство не устанавливает тарифы на услуги мобильной связи. В Предпринимательский кодекс были внесены изменения в 2017 году о том, что тарифы больше не регулируются. Это было сделано для того, чтобы развивать конкуренцию в этой сфере. Согласно Закону «О связи», тарифы могут устанавливаться операторами связи самостоятельно, если их затраты обоснованы. В целом государство за то, чтобы развивать конкуренцию в этой сфере», - сказал он.
Главный административный директор АО «Казахтелеком» Ержан Мейрамов отметил, что операторы могут повышать тарифы лишь при наличии обоснованных причин, например, при росте стоимости электроэнергии или оборудования, большая часть которого импортируется.
«В правилах оказания услуг сотовой связи есть норма о том, что тарифы на услуги связи могут повышаться, если есть соответствующее обоснование повышения затрат. Тариф включает в себя ряд затрат операторов, в том числе затрат на электроэнергию, на приобретение оборудования. Все телеком-оборудование — это иностранное оборудование, которое производится вне пределов Казахстана. Если соответствующие затраты на это оборудование или электроэнергию повышаются, то это не может не повлиять на цену тарифов», - сказал Мейрамов.
Председатель правления и главный исполнительный директор АО «Кселл» Аскар Жамбакин подчеркнул, что компания в прошлом году не поднимала цены, а социальные тарифы останутся неизменными как минимум до 2027 года.
«В 2024 году компания «Кселл» не поднимала тарифы. У нас есть социальные тарифы, цена на которые не изменится до конца 2026 года. Мы по ним сделали заморозку, поэтому можно подключиться на них и тем самым получить гарантию того, что тариф до 2027 года у вас не изменится. Мы сейчас проводим расчёты (других тарифов. — Авт.). Я думаю, клиенты будут уведомлены об изменениях тарифов заранее, в соответствии с требованиями законодательства», - отметил он.
Президент холдинга Beeline Kazakhstan Евгений Настрадин сообщил, что компания корректирует цены не чаще 1 раза в год. Он добавил, что предстоящее повышение НДС окажет значительное влияние на отрасль и станет одной из причин роста тарифов в начале 2025 года.
«Мы проводим поднятие цен не чаще, чем 1 раз за год. В следующем году нас ожидает такое значимое изменение, как увеличение НДС. Это существенный фактор, который на отрасль влияет в размере 35–40 млрд тенге. Соответственно, мы планируем изменение цен в январе, а в этом году, я думаю, клиентам ожидать поднятия цен не стоит», - подчеркнул спикер.
На вопрос о том, насколько могут вырасти тарифы со вступлением нового Налогового кодекса, он ответил:
«Я думаю, что мы будем адресовать в размере 15–20%».
Председатель правления компании «Мобайл Телеком-Сервис» (Altel и Tele2) Александр Бабичев отметил, что необходимость корректировки цен связана с растущим спросом на интернет и необходимостью масштабных инвестиций в инфраструктуру.
«Операторы повышают цены не потому, что им вдруг внезапно захотелось поднять цены. Главной причиной необходимости корректировки тарифных планов является растущий спрос на услуги интернета и неуспевающая за этим развитием инфраструктура. То есть операторы вынуждены всё большими темпами инвестировать в инфраструктуру. Инфраструктура — это что? Это, естественно, сеть, базовые станции, это дата-центры, кэш-серверы. Всё это очень капиталоёмкие элементы сети, которые требуют серьёзных инвестиций. Как правило, эти инвестиции — в долларах, потому что всё это оборудование мы завозим из-за границы. Поэтому, когда мы говорим, планирует ли оператор делать корректировки цен, мы должны понимать, что заставляет операторов, в принципе, задумываться о том, надо ли нам корректировать цены.
Сейчас, я думаю, все компании находятся на этапе бюджетного планирования на следующий год, и в рамках этого бюджетного планирования мы, конечно, закладываем определённые экономические драйверы: налоговые изменения, в том числе повышение НДС, инфляционные ожидания, необходимость инвестиций в нашу инфраструктуру — для того, чтобы обслужить растущий объём трафика клиентов.
Например, в нашей сети потребление на одного абонента в 2025 году выросло на 40% относительно 2023 года. То есть клиент потребляет больше интернета. Поэтому, если говорить про то, рассматриваем ли мы возможность корректировки тарифных планов, — да, рассматриваем. Мы анализируем экономические прогнозы в стране, налоговые и инфляционные изменения, закладываем определённый прогноз по курсу валют и, естественно, закладываем тот прогноз инвестиций, который нам необходим, чтобы предоставлять клиентам качественный сервис», - рассказал Бабичев.
На вопрос о возможном росте цен после вступления нового Налогового кодекса в силу, он также отметил:
«15–20% — это тот уровень, на который стоит ориентироваться».