В связи с размещённой на официальном сайте Министерства торговли и интеграции информацией о введении минимального уровня цен (МУЦ) на 11 товарных позиций, среди которых подсолнечное масло, мука, куриные яйца, водка и другие, в ведомстве дали разъяснение по сути данного механизма.
Отмечается, что МУЦ не применяется к розничным или оптовым ценам на эти товары внутри страны. Минимальный уровень цен используется исключительно для целей налогового администрирования, а именно — при расчёте налога на добавленную стоимость (НДС) на импортируемую продукцию.
Цель этого механизма — предотвратить случаи занижения стоимости товаров при ввозе в Казахстан и, соответственно, ухода от уплаты налога.
Минимальный уровень цен формируется как среднее значение между заявленной импортером стоимостью и уровнем цен отечественных производителей. Полученное значение служит базой для начисления НДС при импорте.
Список из 11 наименований, на которые вводится МУЦ с 1 июля 2025 года, был утверждён ещё в октябре 2024 года. В соответствии с установленными правилами, этот перечень и значения МУЦ пересматриваются раз в квартал, поскольку цены на отдельные позиции могут меняться в зависимости от сезона, а также колебаний цен на внешних рынках.
Сам механизм введения МУЦ был инициирован налоговыми органами в 2021 году и действует с 1 июля 2022 года. Его применение актуализируется в случаях, когда фиксируются факты ввоза товаров по искусственно заниженным ценам.
Так, в 2023 году на территорию Казахстана ввозилась пшеница по цене 9 тыс. тенге за тонну при рыночной стоимости 120–140 тыс. тенге.
В 2024 году отмечались случаи импорта подсолнечного масла по цене менее 275 тенге за литр, тогда как его средняя стоимость на рынке страны составляла 814 тенге. А в 2025 году зафиксированы случаи ввоза яблок по цене 9 тенге за кг при рыночной стоимости 500 тенге, а также колбасы — по 695 тенге за кг при фактической цене около 3,5 тыс. тенге. Такие расхождения существенно занижают налоговые выплаты при ввозе.
Министерство подчёркивает, что опубликованные уровни МУЦ не имеют отношения к формированию конечных цен в торговле и не являются ориентиром для магазинов и поставщиков внутри страны.