По словам Асхата Аймагамбетова, в системе ОСМС не решаются причины проблем, идет лишь борьба с их последствиями.
"Я бы хотел начать свою речь с одной сравнительной аллегории. Представьте себе плывущую по реке лодку. На дне лодки образовалась дыра, сквозь которую непрерывно сочится вода, а лодочник, вместо того чтобы устранить эту брешь, берет в руки ведро и, черпая с ее помощью воду, выливает ее за борт. Конечно, это ничего ему не дает, вода продолжает накапливаться, а лодка – тонуть. Вот такая ситуация имеет место сегодня в системе обязательного социального медицинского страхования", — сказал депутат.
Он считает, что временные меры не помогут, нужны системные реформы для решения существующих проблем в ОСМС. Самое главное, по его словам, не хватает стратегического подхода. Нынешняя модель ОСМС, как отметил мажилисмен, привела к недоступности медицины гражданам, увеличению трат, нерациональному использованию финансов.
Депутат привел 3 примера нерационального использования средств ОСМС. В первом случае, одна из клиник провела лечение зубов 5-месячного ребенка от пародонтоза по ОСМС. "Как можно лечить зубы 5-месячного ребенка, у которого они еще не появились, лечить от пародонтоза?", — задался вопросом Асхат Аймагамбетов.
Во втором случае, одному пациенту вылечили 82 зуба. В третьем - одному пациенту за один день в одной клинике оказали 32 услуги.
"Таких примеров много. Почему? Потому что сама система финансирования, внедренная по ОСМС, подталкивает к приписыванию и оказанию лишних услуг, ведь средства выделяются не за каждый случай лечения, а за каждую услугу. Нормативов нет, цифровизации нет, а клинические протоколы и соответствующие стандарты размыты.
Еще одно подтверждение. Раньше остеохондроз выявляли без рентгена. Хорошо, рентген появился и его стали использовать. Но сейчас, чтобы выявить остеохондроз, одному пациенту назначают рентген, компьютерную томографию (КТ), МРТ и другие анализы. Это все "законные" пути наживы", — подчеркнул Асхат Аймагамбетов.
Депутат для решения этих проблем предложил:
1) разработать нормативы потребления, методику планирования объемов медицинских услуг;
2) утвердить новую методологию тарифообразования, выделив расходы на комуслуги отдельно от тарифов;
3) установить четкие условия и критерии для передачи объемов медуслуг на субподряд;
4) ввести постлицензионный контроль в форме государственной аттестации каждые 5 лет;
5) пересмотреть размер КПН, сохранив в нем оплату минимальных постоянных затрат, остальное привязать к конкретным показателям здоровья и качества при невыполнении которых предусмотреть регрессивную шкалу;
6) при распределении госзаказа установить четкие индикаторы качества, в случае нарушений не просто снимать их объемы, а расторгать договор, приостанавливать, и если надо вообще лишать лицензии.