Миссия МВФ побывала в Казахстане в период с 18 сентября по 1 октября 2024 года, по итогам которой подготовлено заключение с оценкой текущей экономической ситуации в стране, денежно-кредитной политики, финансового сектора и налогово-бюджетной политики.
В рамках анализа налогово-бюджетной политики в МВФ особое внимание обратили на Национальный фонд. "Все большую обеспокоенность вызывает периодическое недовыполнение целевых показателей бюджета, которое, в частности, приводит к чрезмерному использованию ресурсов Национального фонда", - отмечается в заключении миссии фонда.
В МВФ подчеркивают, что ненадлежащее бюджетное планирование и более низкие, чем ожидалось, налоговые поступления последних лет оказали негативное влияние на взятые правительством обязательства по проведению бюджетной консолидации. Введение нового налогового кодекса открывает широкие возможности для увеличения ненефтяных доходов, в том числе за счет отмены искажающих налоговых льгот и повышения ставки налога на добавленную стоимость. "Однако его принятие было отложено, что повышает риски сохранения значительного дефицита, дальнейшей зависимости от финансирования из НФ и проциклической фискальной политики как минимум до 2025 года", - считают в МВФ.
Международный валютный фонд рекомендовал принять срочные меры по укреплению основ налогово-бюджетной политики и повышению доверия к ней. Подчеркивается, что совершенствование макрофискального прогнозирования должно лежать в основе среднесрочных планов бюджетной консолидации, а реформы, призванные обеспечить более строгое соблюдение бюджетных правил и повысить прозрачность бюджетной системы, приобретают особую значимость в свете последних событий. Для ограничения дискреционных расходов необходимо создать независимый фискальный совет и принять более строгие положения о неприменении бюджетных правил по сравнению с нормами, установленными в новом бюджетном кодексе. "Наконец, для поддержки эффективной налогово-бюджетной политики необходимо привести статистику государственного сектора в соответствие с международными стандартами. В частности, следует ограничить квазифискальную внебюджетную деятельность многочисленных государственных структур (например, государственных предприятий) в целях улучшения мониторинга и оценки программ государственных расходов и повышения их эффективности", — рекомендовали в фонде.
В денежно-кредитной политике Казахстана фонд предложил повысить самостоятельность Национального банка Казахстана (НБК). "В предстоящий период эффективность денежно-кредитной политики и доверие к ней могут быть еще более усилены за счет повышения автономии НБК, чтобы он мог выполнить свою задачу по обеспечению стабильности цен. Кроме того, Национальному банку следует воздерживаться от вмешательства в работу валютного рынка, если ситуация на этом рынке является стабильной", — говорится в заключении.
Касательно финансового сектора Казахстана в МВФ высоко оценили усилия официальных органов по повышению его устойчивости. Отмечено укрепление институциональной независимости регулирующего органа - Агентства по регулированию и развитию финансового рынка. Однако необходимо устранить пробелы в данных для более точной оценки уязвимости сектора домашних хозяйств с учетом быстрого роста розничного кредитования. "Наконец, расширение деятельности Международного финансового центра "Астана" на внутреннем рынке повышает риски в связи с фрагментацией регулирования, и для ограничения этих рисков следует принять необходимые защитные меры", — отметили в МВФ.
В этом же направлении даны рекомендации по работе с проблемными банками. В МВФ считают, что решающее значение для ограничения риска санации банков за счет средств государства имеет внедрение полномасштабной системы урегулирования проблемных банков. По данным МВФ, необходимо внедрить инструменты и полномочия по урегулированию, соответствующие передовой международной практике, а АРРФР должно получить достаточные ресурсы для выполнения своего мандата в качестве агентства по урегулированию проблемных банков. Кроме того, важно внедрить четкие механизмы сотрудничества ключевых государственных структур в работе по урегулированию проблемных банков с участием АРРФР, НБК, Министерства финансов и Министерства национальной экономики.