Экономист напомнил, что недавно своей должности лишился министр торговли Бахыт Султанов, которого, вероятнее всего, отстранили за рост цен в стране. Его сменил экс-глава антимонопольного органа Серик Жумангарин. Своик подчеркивает, что именно Жумангарин все последние годы возглавлял и определял в Казахстане и в ЕАЭС политику тарифообразования в области естественных монополий, а в последнее время - вторую и противоположную половину рыночной ценовой политики - защиту и развитие конкуренции.
"Более опытного и продвинутого в ценовом регулировании специалиста в правительстве попросту нет, но и у него, извините, не получится…", - считает эксперт, объясняя это рядом причин.
Одним из таких является высокий уровень импорта, казахстанская экономика завязана на внешние рынки. Вместе с товарами, страна импортирует инфляцию, отмечает экономист.
Но самое основное влияние оказывают внутренние проблемы страны. "Если развитые Евросоюз, США и много кто еще в мире до последнего времени жили с не растущей стоимостью всего на рынке, то мы в Казахстане приучены к тому, что если ценники за год выросли всего на 10-15%, то это очень благополучный год", - поясняет Своик.
Во многом за это, по мнению экономиста, несет ответственность Национальный Банк РК. Он подчеркивает, что за стабильность цен в стране отвечает Национальный банк, и только он, причем на высшем законодательном уровне, это его основная и единственная цель - так записано в конституционном законе о нем.
В действительности, статья 7 Конституционного Закона "О Национальном Банке РК" гласит, что основной целью Национального Банка Казахстана является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Это единственная упоминающаяся в законе цель данного органа.
"Стабильность же, откройте любой толковый словарь, - это постоянство, оно же неизменность. Но тогда получается, что Национальный банк только тем и занимается, что… попирает свою конституционную цель, начиная с того, что в разрабатываемых (согласно тому же закону) планах денежно-кредитной политики он неизменно закладывает не стабильность, а эдакую небольшую, но обязательную дестабилизацию цен: как тот крокодил, который летает, только низко-низко", - отмечает Своик.
Он привел пример: на 2021-2022 годы инфляция планировалась в коридоре 4-6%, на 2023-2024 годы она должна ужаться до 4-5%, а с 2025-го - быть не выше 3-4%. Именно такие планы, заранее закладывающие "умеренный" рост цен, по словам эксперта, всегда составлялись все годы существования Национального банка. И каждый год они уверенно перевыполнялись.
"Может быть, Национальному банку кто-то мешает реализовывать конституционную цель своего существования, например то же правительство, лезущее не в свое дело? Да, правительство к росту цен уверенно прикладывает руку, но все-таки именно Национальный банк - безусловный и главный организатор роста цен и инфляции у нас в стране", - заявил экономист.
Одним из доказательств этого заявления Своик считает обесценивание национальной валюты. При рождении в ноябре 1993-го тенге шел по курсу 4,7 к доллару. Сейчас это более 470, то есть ровно стократная потеря стоимости. В результате, как отмечает эксперт, Казахстан имеет стократное удорожание всего закупаемого внешне. Равно как и стократное удешевление внутренних затрат сырьевых экспортеров.