Как сообщил Акчулаков, министерством совместно с заинтересованным государственными органами ведется работа по всем основным направлениям комплексного плана, в том числе увеличение ресурсной базы страны в товарном газе, актуализация Генеральной схемы газификации, модернизация газотранспортной инфраструктуры и совершенствование модели ценообразования на газ.
По его словам, Казахстан всегда обладал достаточными ресурсами сжиженного газа для покрытия нужд внутреннего рынка. При этом производство газа не растет, а частые ремонты изношенных заводов периодически приводят к снижению общей выработки сжиженного газа.
"В настоящее время Правительством для оптовой отпускной цены с завода установлена норма на уровне 28 тыс. тенге за тонну или 16 тенге/литр в целях стабилизации цен на внутреннем рынке.
Соответственно, низкие цены не стимулируют рост его производства, поскольку производители в настоящее время работают в убыток и не смогут продолжить работу при таких условиях.
В январе 2022 года Агентством по защите и развитию конкуренции РК было введено государственное ценовое регулирование на розничную реализацию сжиженного нефтяного газа на 180 календарных дней.
По истечению 180 дней во избежание резкого роста цен на газ, Министерство энергетики РК совместно с Комитетом государственных доходов будут контролировать оборот сжиженного нефтяного газа, реализуемый на внутреннем рынке Республики Казахстан", - отметил министр.
В то же время, как было отмечено, Министерством разработан пакет поправок Закон РК "О газе и газоснабжении", где будет предусмотрена компетенция МЭ РК по установлению предельных розничных цен на сжиженный газ.
Соответствующие поправки в законодательство разработаны и будут направлены в Мажилис Парламента Республики Казахстан по проекту закона: "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам реализации поручений Главы государства".
В настоящее время Правительство ведет работу по разработке системных мер в части обеспечения долгосрочной ценовой стабильности и недопущения спекулятивных скачков цен на сжиженный газ в том числе через биржи.
Ввиду отсутствия механизма регулирования розничных цен со стороны государственных органов имеются определенные риски повышения цен.
Одной из основных причин дефицита объемов является теневой экспорт, что в последующем приводит к нехватке сжиженного нефтяного газа для населения и необоснованному росту цен. В настоящее время у Министерства нет полномочий оперативно (в режиме реального времени) осуществлять мониторинг за оборотом сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке и экспортом.
В связи с чем, по словам Акчулакова:
- проводятся работы по включению сжиженного нефтяного газа в перечень товаров, обязательных к оформлению сопроводительных накладных на транспорт (СНТ);
- ведутся работы по усилению требований к наличию контрольно-кассовых машин (ККМ) на АГЗС, реализующих сжиженный нефтяной газ на территории Казахстана, на предмет выдачи чеков при реализации сжиженного нефтяного газа;
- рассматривается возможность предоставления Министерству удаленного доступа к оператору фискальных данных (ОФД) и базе СНТ к субъектам сжиженного нефтяного газа.