По ее словам к депутатам продолжают обращаться десятки компаний, пострадавших от проблем с прохождением грузов на казахско-китайской границе.
Она напомнила, что эти вопросы поднимались в депутатском запросе от 24 сентября 2021 года. В полученном ответе отмечено, что ситуация взята на контроль Правительством, проведены переговоры с китайской стороной. В результате принятых мер, с 21 октября грузообмен возобновился, увеличилось количество отправляемых в Казахстан вагонов.
"При этом, проблема с автоперевозками не разрешена, на таможенном пункте "Нур Жолы" из Казахстан в Китай ожидают очереди 10366 автотранспортных средств. Для казахстанских перевозчиков эта проблема крайне болезненна, о 50-километровых очередях фур на китайской границе наша фракция обращалась в Правительство с лета прошлого года. А воз, точнее, фуры – и ныне там. Даже увеличение ж/д перевозок не решает проблему срыва поставок: как следует из обращения предпринимателей, объем грузов для Казахстана, накопившихся на территории Китая, составляет более 8-ми тыс. контейнеров, транспортировка которых даже с учетом достигнутых соглашений, растянется еще на год. И это без учета новых объемов груза", - сказала она.
В этой связи, по словам Еспаевой, казахстанские перевозчики предлагают, как одну из мер, снизить квоту на транзит грузов в другие страны, хотя бы в пропорции 1 к 4 (1 контейнер на Казахстан против 4-х транзитных контейнеров).
Другой проблемой, как отметила депутат, является рост тарифов на услуги по транспортировке, что отражается на стоимости товаров и влияет на инфляцию. Так, услуги перегруза на китайской стороне выросли до 150 тыс. юаней за 1 автотранспортное средство, что превышает даже саму стоимость перевозки.
"Кроме того, из-за затяжного коллапса автоперевозок (с прошлого года) и ж/д перевозок в текущем году, многие предприятия несут прямые убытки, связанные со срывом договоров на производство или поставку связанной продукции. Это влечет не только потерянную прибыль, но и штрафные санкции со стороны партнеров, а также банков из-за просрочки по кредитам. По информации обратившихся компаний, их убытки доходят от нескольких десятков миллионов - до 1 млрд тенге. Для исполнителей госзаказа и квазигоссектора ситуация также чревата попаданием в список недобросовестных поставщиков и лишением права на участие в госзакупках в будущем, без какой-либо вины с их стороны", - отметила она.
По данным мажилисвумен, сегодня Внешнеторговая палата НПП уже выдает пострадавшим участникам ВЭД свидетельства о форс-мажорных обстоятельствах по данной ситуации. Получение такого свидетельства связано с необходимостью сбора доказательств и документов самими предпринимателями, а также уплатой сборов. Однако согласно статье 374 Гражданского кодекса, данное признание не освобождает предприятия от финансовых и банковских обязательств, а между тем они составляют основную проблему.
В этой связи считаем необходимым не просто выдавать Свидетельства о форс-мажоре, а принять конкретные дополнительные меры поддержки бизнеса. Также депутаты считают необходимым:
1) Помимо признания ситуации форс-мажором, предоставить отсрочки по погашению кредитов для предприятий, с пролонгацией кредитных договоров для сохранения равномерной долговой нагрузки в период восстановления платежеспособности.
2) Учитывая проблемы, создавшиеся по перевозкам на железнодорожном транспорте, решить вопрос с Правительством КНР об увеличении пропускной способности автомобильных переходов.
3) Освободить бизнес от необходимости сбора доказательств для получения Свидетельства о форс-мажоре Палаты НПП "Атамекен" по данной общеизвестной ситуации.
4) Снизить стоимость Свидетельства о форс-мажоре НПП "Атамекен" до 15 МРП независимо от суммы просроченных обязательств.